У славян домашняя коза издавна символизировала плодородие и хороший урожай

О-го-го, коза!

У славян это домашнее животное издавна символизировало плодородие и хороший урожай
Бесспорным предком домашних коз был безоаровый козел, обитающий и сейчас в горах Турции, Южного Кавказа и Афганистана. Это крупное длинноногое животное со статным телом, узкой спиной, недлинной шеей и коротким хвостом.

Одомашнивание коз произошло примерно в 9—8 тысячелетиях до н. э. в горных районах Месопотамии и современного Ирана. Отсюда козы распространились по другим местам. Их кости находили при раскопках свайных построек в Швейцарии, в долинах Нила, Тигра и Евфрата. В больших количествах коз разводили кочевые народы Аравийской пустыни, среднеазиатских степей и некогда существовавших степей Северной Африки. В Египте и других африканских странах до наших дней сохранились карликовые козы, умеющие лазить по деревьям. В Древней Греции козы были основным видом мелкого рогатого скота. Полукозлами-полулюдьми изображались мифические существа — фавны. Покровитель пастухов Пан имел козлиные ноги и рога.

В народных представлениях славян коза являлась символом и стимулятором плодородия, будущего урожая. Живая коза или ее маска — постоянный персонаж календарных обрядов, связанных с аграрной магией, наиболее распространенных у белорусов и украинцев. Атрибутами ряженой “козы” были вывернутый шерстью наружу кожух, деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью.

Ядром белорусского рождественско-новогоднего обряда “вождения козы” являлась песня с припевом “О-го-го, каза”, где в гиперболизированных образах рисовалась картина будущего урожая: “Дзе каза ходзiць — там жыта родзiць, дзе каза нагою — там жыта капною, дзе каза рогам — там жыта стогам, дзе каза хвастом — там жыта кустом”. Песня сопровождалась танцем-пантомимой, центральным моментом которого было “умирание” и “воскрешение” козы, символизировавшее круговорот времени и возрождение природы.

В крестьянском быту белоруса коза нередко заменяла беднякам корову, поэтому существовал сказочный персонаж “залатая козка”, из которой сыплются золото и серебро. Однако нередко люди относились к козам с подозрением, с оттенком пренебрежения, часто вспоминая их “чертовское” происхождение. Белорусы считали, что козу, а особенно козла, “слепил” черт, позавидовавший Богу, создавшему других домашних животных. Бог прогнал черта, вдохнул в козла жизнь, однако по внешнему виду тот остался похожим на дьявола: рога, борода, стеклянные глаза...

У древних евреев существовал обычай  вымещать на козлах свои грехи. В определенный день выбирали большого козла, били, проклинали его и с молитвами изгоняли в пустыню. Неприязнь к козлам перешла и в христианскую религию. С козьими рогами, бородой и копытами средневековые живописцы изображали чертей.

Несмотря на “связь” козлов с нечистой силой, у многих славянских народов они использовались в качестве оберега. Белорусы специально держали в хлеве козла, которого якобы боится домовой и потому не вредит лошадям. Полешуки верили, что если на дворе есть коза, она не позволит ведьме творить свои козни.

Константин Шумский, кандидат исторических наук
infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter