В Минске прошел показ фильма «Миссис Хайд» с участием звезды мирового кино Изабель Юппер

О французском учителе замолвите слово

Недавно в уютном минском Falcon Club Бутик Кино свою новую работу — черную комедию с элементами фантасмагории “Миссис Хайд” — представил известный французский режиссер Серж Бозон. Встреча была организована при поддержке французского Посольства в Беларуси. Минск, видимо, становится модным местом, новой киномеккой. Иначе как объяснить, что буквально на днях читали интервью Бозона известному российскому критику Андрею Плахову в газете “Коммерсантъ”, а спустя какое-то время обсуждаем с режиссером картину в реале.

Как и многие французские режиссеры Серж Бозон пришел в кино из кинокритики.
Сегодня, когда все жанровые рамки становятся все более размытыми, трудно определить, кому адресовано это кино. Да, определенно “Миссис Хайд” — это артхаус, “кино не для всех”. Однако, как мне кажется, в истории о школьной учительнице, преодолевающей собственные личные и профессиональные страхи, и простой зритель найдет много созвучного своим переживаниям. Тем более зритель постсоветский, выросший на великолепных картинах на школьную тему “Доживем до понедельника”, “Вам и не снилось...” и других. Но “Миссис Хайд” — определенно кино с сюрпризом. Ядовитая трагикомедия, вольная фантазия на тему “Странной истории мистера Джекила и доктора Хайда” Роберта Стивенсона.

Присутствие в фильме актрисы Изабель Юппер придает ему вес. Есть такие актеры, участие которых в той или иной картине сразу вызывает определенные ассоциации. К примеру, если в картине занят Дэнни Де Вито, то, скорее всего, это будет комедия. От Юппер же всегда ждешь психологической глубины, легкого шока и патологии. Пожалуй, больше никто из современных актрис не умеет изображать патологии на экране так вдохновенно. В картине “Пианистка” Михаэля Ханеке Юппер занималась членовредительством с помощью бритвы, в “Церемонии” Клода Шаброля убивала вместе с компаньонкой из ружья благородное буржуазное семейство, в недавнем триллере “Она” Пола Верховена пыталась изжить травму, полученную от изнасилования... “Миссии Хайд” добавляет новые краски в пеструю галерею образов, созданных актрисой.

Режиссер Серж Бозон так объясняет идею картины:

— Для меня “Миссис Хайд” в большей степени фильм об образовании. Главная героиня этой истории — школьная учительница, потерпевшая неудачу с самого начала своей карьеры. Если бы она могла что-то изменить раньше, вероятно, изменила бы. Но зритель знакомится с ней уже в тот период ее жизни, когда момент упущен, слишком поздно. Героиня абсолютно одинока, несмотря на то что она замужем. Единственная возможность и надежда на изменения связаны с тем, что с ней случится что-то сверхъестественное. И оно случается, как и в романе Стивенсона. Но мы отошли от романа достаточно далеко — сделали героем женщину, перенесли действие в школу. Тем не менее “Миссис Хайд” — не реалистичный фильм. Это разговор о системе образования во Франции. Мне кажется, это очень важная тема. Во Франции сейчас очень популярны картины о процессе образования в таких сложных неблагополучных городских кварталах и пригородах, но в этих фильмах очень редко снимаются сцены уроков. Я решил, что если я хочу снимать кино о том, как происходит процесс передачи знаний, то не могу обойтись без сцен уроков в классе.

— Г-н Бозон, вы закладывали в фильм мотив противостояния арабской и европейской цивилизаций?

— Вы видели, что в классе у нашей героини все мальчики — цветные: арабы, африканцы... Знаю, в Беларуси этой проблемы нет, а во Франции существуют настоящие гетто для цветных. И мне кажется, что это не совсем нормально. В фильме есть определенный политический аспект, но я хотел бы, чтобы он приобретал определенную эстетику. Не знаю, получилось ли.

В фильме “Миссис Хайд” Изабель Юппер примерила новый эксцентричный образ.

Режиссер рассказал, что Изабель Юппер согласилась на довольно скромный гонорар:

— Почему? Надо спросить у нее. Возможно, актриса знает, что в моих фильмах она будет самая красивая? Шутка. Мы работали с ней раньше в картине “Тип Топ”, которая была показана на Каннском кинофестивале, получила престижные оценки и отзывы, какие-то награды. Мне кажется, для актрисы важно сыграть какую-то роль в противовес тому, что она играла раньше. Обычно Юппер воплощает сильных персонажей, а я предложил ей сыграть слабую героиню. Изабель принадлежит к актрисам, которые по-прежнему хотят создавать искусство. И эта роль писалась специально для нее, так же как и роль в предыдущем фильме.
Я всегда восхищался советским кинематографом 1930—1950-х годов. Я даже не говорю о великих: все знают имена Эйзенштейна, Тарковского, мастера наших дней Сокурова...
Показать ленту постсоветскому зрителю для него очень важно, так как до сих пор в его сердце живет любовь к великому советскому кино:

— Дело в том, что я из семьи французских коммунистов и для меня все, что связано с советским периодом, очень важно. Эта часть континента меня всегда привлекала. Мне нравятся режиссеры, которые высказываются и снимают порой не так ярко и помпезно. Они не занимались “великим искусством” в тщеславном смысле этого слова, они просто снимали свое кино. Например, один из моих любимых режиссеров — Борис Барнет. Кстати, наш актер Пьер Леон, играющий в картине роль школьного инспектора, до 18 лет жил в России со своим братом. Они очень много рассказывали мне о Минске, потому что часто тут бывали. И мне очень хотелось сюда приехать...

В конце встречи Серж Бозон пообещал обязательно вернуться в Минск на какой-нибудь из фестивалей “Лістапад”. Критики и журналисты тут же потребовали от него взять с собой Изабель Юппер. Тактичный француз заметил, что ничего невозможного в этой жизни нет. Правда, у актрисы очень плотный график работы.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter