Для многих родителей собрать ребенка в школу – непростая задача. Помогут эксперты «Конференц-зала «СГ»

О форме и по существу

Для многих родителей  собрать ребенка в школу – непростая задача. Помогут эксперты «Конференц-зала «СГ»
НАКАНУНЕ нового учебного года в магазинах особенно бойко идет торговля школьным ассортиментом. Однако для многих родителей это непростая задача – собрать ребенка в школу так, чтобы и выглядел, как говорится, не хуже других, да и чтоб по кошельку покупки не больно ударили. Смогут ли мальчишки и девчонки, а также их родители в эти последние дни каникул решить  задачку, которой нет ни в одном учебнике? На этот вопрос ответят эксперты в рубрике «Конференц-зал «СГ».



Купить то, что предлагают. Или то, что хочется


Никто не против школьной формы. Но многие ребята не хотят быть «как все». Что делать?

ЕЩЕ несколько дней и детвора сменит майки и шорты на брюки и пиджаки. Это переодевание — целое испытание и для школьников, и для их родителей. Ведь от того, насколько удобен и практичен будет костюм, понравится ли блузка или пиджак, зависит настроение ребенка, а значит, и его успеваемость. Качество, стиль и доступность по цене, предложенной белорусскими производителями деловой одежды для школьников, обсудили в редакции «СГ». За «круглым столом» собрались руководитель сектора развития швейной отрасли концерна «Беллегпром» Елена ДУБОВЕЦ, начальник управления организации торговли концерна «Беллегпром» Светлана КАХРО, начальник управления координации развития кожевенной и обувной отрасли концерна «Беллегпром» Наталья ВАСЮНИНА, начальник коммерческого отдела ОАО «Жлобинская швейная фабрика» Лариса ШЕНЕЦ, заместитель начальника отдела маркетинга ЗАО «Калинка» Ирина ПРАНЧУК, начальник отдела товаров легкой промышленности Министерства торговли Людмила ГРИШАНОВИЧ, главный товаровед отдела непродовольственных товаров управления торговли Белкоопсоюза Татьяна МАКАСЬ, председатель республиканской общественной организации «Белорусская палата моды» Янина ГОНЧАРОВА и дизайнер бренда TADUSHKA Светлана ТОДОРСКАЯ.


Наталья ВАСЮНИНА.
Янина ГОНЧАРОВА.
 Людмила ГРИШАНОВИЧ.


Елена ДУБОВЕЦ.
Светлана КАХРО.
Татьяна МАКАСЬ.
Ирина ПРАНЧУК.
Светлана ТОДОРСКАЯ.
Лариса ШЕНЕЦ.


«СГ»: — Сейчас по всей стране идут школьные ярмарки. И если от обилия и красок всевозможных канцелярских товаров глаза разбегаются, то от рядов со школьной одеждой так и хочется отвернуться — серо, скучно, однообразно. Ассортимент не меняется годами? 

Елена ДУБОВЕЦ: — Не могу согласиться. Свой ассортимент организации концерна «Беллегпром» обновляют примерно на 90 процентов ежегодно. Есть, конечно, «база», но постепенно в каждую модель вносим изменения, находим новые конструктивные решения. В итоге предлагаем деловую одежду для школьников, которую можно комплектовать так, как захочет сам ребенок и его родители. Новинки сезона 2015/2016 — трикотажные изделия без подкладки. Одежда эта не стесняет движений и удобна в носке. По-прежнему в коллекциях актуален спортивно-классический стиль smart casual — так называемый умный комфорт. В этом направлении продолжил работу «Коминтерн», который также предложил коллекцию в стиле «слим-фит». 

Ирина ПРАНЧУК: — Мы тоже каждый год обновляем коллекции примерно на 90 процентов. Из оставшихся десяти процентов повторяем модели, которые шли на ура в прошлом году. Повторяем партию и по заявке торговли. Дизайнеры стараются, чтобы девочки, например, смотрелись в наших вещах элегантно, но и чтобы одновременно наряды были практичными. Ткани используем в основном поливискозные, а для блузок — с повышенным содержанием натуральных волокон. В этом году новинка — брюки из хлопка с эластаном. Они предназначены как для школы, так и для повседневной носки.

Лариса ШЕНЕЦ: — Выбор есть. В каждой возрастной группе у нас от 5 до 8 моделей одежды для мальчиков. Для подростков в этом году пошили только брюки, потому что костюмы не пользовались спросом в прошлом сезоне. Нацелились в 2015-м на младшую школьную группу. Разработали модели с увеличенным объемом талии и костюмы с полуприлегающим силуэтом. В основном используем поливискозные материалы, но есть брюки из полушерстяных тканей Минского камвольного комбината.

«СГ»: — Насколько широко в таком случае на прилавках представлен весь ассортимент деловой одежды для школьников, особенно в райцентрах и деревнях? 

Татьяна МАКАСЬ: — Одежда поставляется не только в универмаги городов, но и  в сельские магазины. Все к сезону получаем. Конечно, есть разные населенные пункты. Если, скажем, в агрогородке больше тысячи жителей, значит, там обязательно будет стационарный магазин со своей детской секцией. В сельмагах есть уголок школьника. Если в деревне школы нет, помогают автолавки, приезжают три раза в неделю. Причем покупатели могут заказать продавцу все, в том числе и канцелярские товары. Но нередко родители выезжают с детьми в районные центры и одеваются там.

Людмила ГРИШАНОВИЧ: — Как таковой школьной формы нет. Сегодня совместным постановлением Министерства торговли и Министерства образования определяется деловой стиль одежды для учеников. Еженедельно отслеживаем ситуацию с поставками согласованных объемов. Более 80 процентов товаров школьного ассортимента  торговля продает в июле—августе. 

Есть у этой категории товаров и своя специфика: дети быстро вырастают, а некоторые возвращаются из отпусков только в конце августа, поэтому и пик покупок — в последний месяц лета. Основные объемы одежды поставляют именно предприятия «Беллегпрома». Но есть другие производители в республике, у которых вполне достойный ассортимент. Деловую одежду для школьников выпускают до 50 предприятий в стране. 

«СГ»: — У меня сын-подросток. Он растет, поэтому  каждый год мы покупаем новый костюм. Цена в наших магазинах, конечно, на любой кошелек: самые дешевые пиджаки — от 300 тысяч рублей, брюки — от 200, костюмы, в зависимости от качества ткани, роста и размера, также от 300 тысяч. Но, простите, модели — на взрослых солидных мужчин, только уменьшенные копии. В этом сезоне актуален синий цвет. Но увидела всего лишь несколько таких костюмов. Даже девочке что-то проще подобрать, скомпоновать. Огорчил и состав тканей: те костюмы, которые нам понравились, были из полиэстера. Причем даже сорочки предлагаются с составом 40 процентов — полиэстер, 60 процентов — хлопок. На днях заместитель министра торговли Вячеслав Драгун сказал: желательно, чтобы предприятия «Беллегпрома» были более гибкими, шли навстречу пожеланиям покупателей, они должны сами предлагать новые виды товаров, особенно это касается одежды делового стиля для школьников. 

Светлана КАХРО: — Недавно у нас была большая встреча на «Славянке» в Бобруйске. В коллекции школьной формы для мальчиков были пиджаки даже красного цвета. Так что есть большой выбор, ведь выпускается более 500 моделей. Поверьте, каждое пожелание торговли и потребителя доносится до руководителя предприятия. Они работают в тандеме. На каждом предприятии есть экспериментальный цех, свои художники, технологи, маркетологи. Почему не хватило синего цвета — не могу сказать.

Светлана ТОДОРСКАЯ: — Такое мнение родителей для меня не ново. Я тоже работаю как дизайнер, хотя у меня процент конечного потребителя не так велик, как в торговой сети. Тем не менее это 300—400 гимназистов. И все родители жалуются на нехватку цвета и ненатуральность тканей. Я хожу по магазинам, вижу серые плотные ряды, об этом же говорят и другие мамы.

Людмила ГРИШАНОВИЧ: — У подростков индивидуальные, нередко и непредсказуемые требования к одежде. Им бывает сложно угодить. Но  мы сегодня говорим о деловом стиле одежды в учебных учреждениях. Что касается тканей, покупатели отдают предпочтение практичной одежде, которая не требует больших усилий при уходе за ней. К примеру, на самом деле невелик процент родителей, которые заинтересованы в том, чтобы приобрести одежду для ребенка из шерсти. Хорошо зарекомендовала себя одежда из поливискозных тканей. Да и синтетика сегодня не хуже, чем, к примеру, полушерсть. 

Светлана КАХРО: — Наши предприятия шьют форму из тканей с поливискозными волокнами. Они обязательно сопровождаются сертификатами и отвечают требованиям технического регламента Таможенного союза. Это первое правило при изготовлении одежды для детей.

«СГ»: — Но как быть с модой? 

Янина ГОНЧАРОВА: — Своих детей у меня пока нет, но есть племянники. Одеваю их я, пока в одежду европейских брендов. Хочется, чтобы дети в любом возрасте выглядели стильно. Из белорусских товаров мы покупаем сорочки «Элиз» и жилетки, джемперы «Алеся». Мне нравятся они по качеству, да и мальчишкам в них комфортно. 

Столкнувшись с проблемой отсутствия актуальной одежды  делового стиля для детей, мы создали специальную программу по разработке одежды для школьников от первого до девятого класса. Стали привлекать дизайнеров к разработке. Подумали, что было бы правильно, если б известные белорусские дизайнеры, имена которых на слуху — Николай Щетько, Анастасия Миранович, Светлана Тодорская, Тикота Юник, — как-то поучаствуют в разработке формы. Например, уже есть сотрудничество дизайнеров с предприятиями — производителями тканей. В ноябре прошлого года получили первые разработки — дизайнеры представили свои коллекции на Белорусской неделе. «Камволь», «Сукно», Оршанский льнокомбинат, Витебский комбинат шелковой ткани и БПХО — эти крупнейшие производители тканей  продолжают сотрудничать с проектом. Все желающие дизайнеры приходят к нам, показывают свое портфолио, выбирают размер необходимых тканей, затем создают из них свои коллекции. Следующий показ состоится 21 октября — дизайнеры продемонстрируют свои наработки школьной формы из отечественных тканей. 

«СГ»: — И все-таки, что нужно, чтобы стильная одежда, которая котируется у молодежи, появилась и у белорусских производителей?

Янина ГОНЧАРОВА: — С января 2015 года наша организация подписала соглашение о сотрудничестве с «Беллегпромом». Мы хотим, чтобы на открытый показ дизайнерских предложений по одежде для школы приходили представители  предприятий концерна. Смотрели коллекции, записывали имена дизайнеров и далее сотрудничали с ними.  При этом не нужно на производителя  массовой одежды навешивать функцию создания модных вещей. Например, 3—4 дизайнера сделают для предприятия несколько комплектов, которые далее могут тиражироваться в тысячи комплектов. Причем, уверена, они разойдутся очень быстро. И даже если кто-то купит жилетку, созданную с участием  дизайнера, а все остальное  доберет из базовых вещей предприятия, ребенок уже будет хорошо выглядеть. Людям надо предлагать не только одежду, но и некую идею, чтобы они знали, что это новизна, что вещь создавали дизайнеры. Сегодня так работают все известные мировые бренды масс-маркета, поэтому не стоит бояться привлекать известные  имена.

Елена ДУБОВЕЦ: — Мы готовимся к показу 21 октября. Всегда готовы и рады рассмотреть предложения белорусских дизайнеров. Но нельзя сказать, то, что мы делаем сами, нестильно, немодно и неактуально. В этом году запускается новый проект «Школа будущего». По нему в качестве эксперимента «Славянка», «Знамя индустриализации» и Жлобинская швейная фабрика одевают 46 учащихся выбранных классов одной из столичных школ в одежду делового стиля. Родители и дети  вместе с администрацией школы сделали свой выбор на весенней выставке, затем предприятия выпустили понравившиеся модели. В регионах этот проект реализуют Жлобинская швейная фабрика, «Знамя индустриализации», «БелКредо», «Калинка»  и «Славянка». Итого на первом этапе швейные предприятия обеспечат производство и поставку одежды для экспериментального введения в новом учебном году для 725 учащихся. Посмотрим на отзывы, послушаем замечания.

«СГ»: — Возможно, такая форма работы — напрямую со школами и учениками — была бы самой оптимальной и для предприятий, и для самих родителей?

Светлана КАХРО: — Когда одевали бобруйскую школу № 27, встречались с родителями. Для них действительно форма получилась дешевле  (на цену накладывалась только торговая наценка фабрики, а это всего 10 процентов).

Светлана ТОДОРСКАЯ: — Мы в режиме таких проектов работаем уже 6 лет. Одеваем  столичную гимназию № 11. Получили хорошие результаты. Дети привыкли к форме. Непростой труд. Мы работаем с родителями и слушаем детей: какой цвет и что конкретно по модели они хотят в этом сезоне. На самом деле идея персонально одевать школу хорошая, и, как показывает опыт, надо начинать с первых классов.

«СГ»: — Тем не менее, почему родители видят перед собой преимущественно серые ряды? 

Людмила ГРИШАНОВИЧ: — Деловой стиль одежды, замечу, это прежде всего строгий, выдержанный стиль. Для школы не рекомендуются яркие цвета. Может, поэтому в торговом зале кому-то покажется, что модели, которые продаются, мрачные. Но они востребованы и нужны.


Светлана ТОДОРСКАЯ: — В этом смысле гимназия № 11 для меня хороший пример. Там слегка ослаблен зажим в цветовой гамме. Но есть и обратный пример: в другой гимназии директор стоит на том, чтобы использовался в одежде только черный цвет. Но пиджаки родители не хотят покупать, потому что дорогое изделие, да и дети быстро из него вырастают. Есть еще и такой момент: промышленность выпускает ровно столько изделий, сколько надо одеть детей в стране. Как ни крути: идешь в школу — должен что-то купить. И в итоге покупаешь что предлагают, другого просто нет.

Светлана КАХРО: — Торговля делает заказ на серый, черный и прочие темные цвета, потому что они сегодня самые продаваемые. Мы предлагаем другие цвета небольшими партиями. Торговля смотрит на нераспроданные остатки и видит, что «застревают», к примеру, синий и красный цвета. Значит, на следующий год мы их не заказываем. Всем нужны быстрые продажи, и не каждый родитель решиться купить ребенку красный или синий пиджаки. Их должно быть процентов 20 от общего числа.

«СГ»: — Есть и такой момент: очень большая разбежка в ценах на деловую одежду для школьников. Пиджаки более интересных моделей стоят 500—800 тысяч и даже миллион 200 тысяч рублей.

Светлана КАХРО: — Все зависит от состава сырья. Ткань сама по себе дорогая, поэтому акцент делаем на поливискозные ткани. Метр стоит 40—60 тысяч рублей. Изделие для мальчика — от 420 до 550 тысяч рублей. При этом наше предприятие предлагает отдельно брюки и пиджак — можно собрать свой комплект. Мы заметили, что девочек одеть дешевле, но им родители покупают больше одежды. Мониторили наши цены. Получается, мальчика одеть — это примерно 450—550 тысяч, девочку — 350—400 тысяч рублей. Цены на одежду для школьников под контролем, они остались на уровне прошлого года.

Светлана ТОДОРСКАЯ: — Это действительно дорогое производство, потому что мы используем натуральные и полунатуральные ткани. В этом году попробовали продукцию камвольного комбината — поливискозу. Стоит 98 тысяч рублей за метр — очень дорого. Я считаю, что в младшей школе из-за этого от пиджака лучше отказаться. Мы стараемся разрабатывать модели так, чтобы дети могли их носить несколько лет. Сарафаны у нас с регуляторами по длине, ведь изделия недешевые — на девочку ростом до 146 сантиметров — 520 тысяч рублей, а выше — 850 тысяч рублей. Дорого? Но среди своего круга потребителей мы завоевали репутацию. Кроме того, для многодетных семей делаем скидки.

«СГ»: — Знаю, что есть проблема для наших швейных предприятий: выбор тканей в стране невелик, цены высокие. Как-то в последнее время ситуация меняется?

Светлана КАХРО: — Пилотный проект, о котором мы говорили, связан с модернизацией камвольного предприятия. От него мы ждем новое современное сырье. Пока же зачастую закупаем импортные ткани. В 2013 году «Славянка» выпустила коллекцию, где присутствовали ткани с содержанием 80 процентов шерсти. К сожалению, изделия полностью не продались. Они были дороже, чем костюмы из поливискозных тканей. Но не только цена определяла выбор покупателей. В эксплуатации они менее носки и требуют определенного ухода — их нужно сдавать в химчистку.

«СГ»: — Что пользуется спросом из ассортимента школьной формы в регионах?

Татьяна МАКАСЬ: — Люди и там с разным уровнем доходов, так что каждый определяет для себя, где он может сделать покупку. Конечно, в магазинах сельской местности представлен тот ассортимент, который раскупается, в основном школьные товары серого, черного и синего цветов. Мы можем тут порассуждать, какие цвета еще можно добавить в гамму деловой одежды для школьников. Но палитра должна быть строгой. Есть даже мировая статистика: у ребенка повышается уровень восприятия знаний, если он одет в строгую  одежду.

«СГ»: — В этом году в школы страны придут 950 тысяч школьников, на всех хватит ли обуви?

Наталья ВАСЮНИНА: — Да, хватит всем. В течение года выпускаем 1200 тысяч пар детской обуви. За июнь—август этого года — более 225 тысяч пар. Из них порядка 88 процентов уже есть в торговой сети. Но эта цифра — с учетом остатков. Если говорить о модельном ряде и выборе покупателей, то последние предпочитают комфорт, удобство и неяркие цвета. Если говорить о ценах предприятий-производителей с НДС, то это от 70 тысяч за текстильные изделия и до 560 тысяч за кожаную обувь. Сами видите — выбор на прилавках большой.

«СГ»: — Итак, давайте подытожим…

Янина ГОНЧАРОВА: — Что бы мы ни говорили сейчас, почему-то многие по-прежнему покупают вещи для детей за границей. Уверена, что если бы у нас продавались одежда отечественных производителей, качественный, современный, недорогой товар в достаточном ассортименте, ситуация бы изменилась. Надо объединять производителей ткани, дизайнеров и швейных предприятий. У концерна есть хорошие перспективы и планы по развитию отрасли легкой промышленности в разных направлениях, так что стоит ждать результата. 

Светлана КАХРО: — Мой сын недавно окончил гимназию. Общаясь с его друзьями, заметила, что многие одеваются именно в белорусское. Но при этом многие ребята и девочки не хотят быть «как все», а хотят индивидуальности, самовыражения, даже если речь идет о деловой одежде. Как мама вижу здесь проблему. Костюм пусть будет такой, как у всех, но при этом хоть чуть-чуть другой. Как говорится, «с перламутровыми пуговицами».

Елена ДУБОВЕЦ: — Если не работать, то и замечаний не будет. Мы готовы рассмотреть сотрудничество с дизайнерами. Сейчас времена меняются, рынок диктует, что надо производить. Надо просто слышать, чего хочет потребитель. Здесь должны быть тесная обратная связь и работа в тандеме.



Помощь к школе

В ГРОДНЕНСКОЙ области проходит благотворительная акция «Соберем детей в школу». Она рассчитана на то, чтобы купить школьно-письменные принадлежности детям, родители которых инвалиды 1-й и 2-й групп.

В эти дни акцию проводит Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения. Пенсионеры, которые посещают центр, откроют благотворительные пункты в крупных магазинах райцентра. Волонтеры предложат покупателям приобрести что-либо из школьных принадлежностей и оставить детям.

На подобные акции откликнулись постояльцы отделения дневного пребывания территориального центра социального обслуживания населения Ошмянского района. На их призыв помочь детям отреагировали индивидуальные предприниматели. К акции подключились пенсионеры из Ивьевского и Зельвенского районов, передает БЕЛТА.

Во время акции единовременную материальную помощь из бюджета перечислили 1139 семьям Гродненщины, в которых воспитываются трое и более детей-школьников. Еще 451 семья получила государственную адресную помощь (единовременное или ежемесячное социальное пособие). По месту работы родителей выделена помощь на подготовку школьников 1288 семьям. Родители трех и более детей могут обратиться с просьбой о помощи в органы по труду, занятости и социальной защите райисполкомов.

Всего материальную помощь для подготовки детей к школе в Гродненской области получат около 5 тысяч семей.

Профильный не для «галочки»

ШКОЛЫ должны тщательно заниматься профориентационной работой, заявила на августовском форуме педагогических работников Минска заместитель Премьер-министра Наталья КОЧАНОВА.

— В средней школе профориентационная работа должна проводиться активней. Это поможет выпускникам 9-х и 10-х классов, которые выбирают будущую профессию, точно знать, какая работа им по душе, — сказала Наталья Кочанова.

Напомним, что в этом году в белорусских школах откроются профильные классы. «К этой работе нельзя подходить формально. Профильные классы должны открываться там, где это позволяет сделать материально-техническая база и есть педагоги соответствующего уровня», — заключила Наталья Кочанова.

К примеру, хороший опыт профильного обучения есть в Витебской области. Эту тему обсуждали на областной педагогической конференции, в которой принял участие первый заместитель министра образования Валентин Богуш.

Начальник управления образования Витебского облисполкома Иван Щурок рассказал, что в регионе 7 лет тому назад более 81 процента учреждений образования работали по профилям. Сейчас в профильных классах Витебщины будет обучаться около 74 процентов старшеклассников. К примеру, хороший опыт профильного обучения есть в Витебской области. Эту тему обсуждали на областной педагогической конференции, в которой принял участие первый заместитель министра образования Валентин Богуш.

Справка «СГ»

В Беларуси провели 720 школьных базаров, 2250 выставок-продаж, в том числе с демонстрацией моделей одежды. Чтобы снять ажиотаж, в магазинах открыли до 250 дополнительных торговых мест, оформили более 5 тысяч уголков для первоклассников и учащихся. В торговых организациях одежда делового стиля для девочек и мальчиков представлена более чем 500 моделями. Кроме того, предлагается около 80 моделей верхних трикотажных изделий.

Продажей товаров школьного ассортимента в республике занимаются 6600 розничных торговых объектов, в том числе одежды и обуви — 1700.

korenevskaja@sb.by

mizkevich@sb.by

Фото: Александр Ружечка, Павел Чуйко.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter