О физике без лирики

«Забудьте все, чему вас учили в школе», – изрядная часть университетских преподавателей именно этой фразой ежегодно встречает первокурсников

«Забудьте все, чему вас учили в школе», – изрядная часть университетских преподавателей именно этой фразой ежегодно встречает первокурсников. Так происходит в первую очередь из-за того, что высшая школа предполагает методы и подходы, очень отличные от школьных. Естественно, такое положение вещей нельзя назвать удовлетворительным. А корень проблемы, на мой взгляд, – школьные учебники.


Вот уже много лет я веду занятия в летней физико-математической школе. Туда приезжают ученики со всех концов страны, с разными способностями и уровнем подготовки. Однако практически всех их объединяет одно: сугубо формальный подход к физике. Для большинства школьников этот сложнейший и интереснейший предмет сводится к тому, чтобы найти в учебнике необходимую формулу и подставить в нее числа, данные в условии задачи. Практически никто не понимает физических законов, скрывающихся за этими цифрами и буквами. Для них закон Ома звучит как «и равно у делить на эр» (известная формула зависимости силы тока от напряжения в цепи I = U/R). Любые мои попытки выяснить, что такое «у», «эр» и в каких условиях закон может применяться, вызывают шквал недоумения. Действительно, зачем что-то понимать, если для решения большинства задач в стандартном учебнике достаточно прочитать условие, найти формулу и подставлять числа, с упорством осла, до достижения желаемого результата. И ведь я веду речь не о случайной выборке школьников. Дети в этот летний лагерь специально приезжают совершенствовать знания по физике, то есть, скорее всего, обладают уровнем несколько выше среднего. Почему так происходит?

Большей частью проблема кроется в том, как составлены современные учебники. Учитель физики одной из минских гимназий Илья Митрахович невысокого мнения о них: по его словам, там слишком много «воды», определения излишне запутанные, а приведенные задачи не способствуют пониманию пройденного материала. Похожим образом о рекомендованных учебных пособиях отзываются учителя других – предметов: алгебры, геометрии, биологии. К тому же нередки жалобы на фактологические ошибки в приведенном материале.

Пролистав на днях учебник по физике за восьмой класс, я понял, почему ученики не выносят из них ничего, кроме формул. Большая часть параграфов представляет собой набор отвлеченного текста, практически не раскрывающего суть материала, а в конце – формула. Именно за эту формулу и хватаются школьники, ведь, к тому же, учителя помимо нее зачастую ничего не требуют. В результате у учеников складывается впечатление, что физика – это сложно, непонятно и сводится к зазубриванию пустых формул.

Возможно, приведенный в учебниках текст, не относящийся к сути материал, имеет некую благую цель. Например, разно-образить процесс и сделать изучение предмета более интересным. Однако на практике получается наоборот и порою даже доходит до абсурда. Так, например, учебник химии за седьмой класс содержит инструкцию по применению средства для очистки труб «Крот» и рекламу стирального порошка «Мара». Подумать только, даже сюда просочились вездесущие маркетинговые технологии! Двигателям торговли смело можно ставить «отлично» за сообразительность. Даже не сомневаюсь – бренды надежно отложатся в мозгах школьников. Став взрослыми, они будут искать их на полках магазинов. Только какое это имеет отношение к химии?

Против формального подхода к образованию в свое время особенно яро выступал американский физик, нобелевский лауреат Ричард Фейнман. В своей автобиографии он рассказывает об опыте преподавания в Бразилии, где была очень популярна физика, однако при этом научные успехи оказывались более чем скромными. Разобравшись, что к чему, ученый сравнил бразильских студентов с компьютерами. Как и наши школьники, они зубрили понятия и формулы, не вдаваясь в суть: что за ними стоит. Основная проблема нашей нынешней системы образования та же самая: необходим переход от зазубривания к пониманию. К сожалению, предлагаемые учебные пособия этому никак не способствуют.

В интернете можно найти множество научных статей и полноценных книг, наглядно демонстрирующих, что любую область знаний можно раскрыть понятно и интересно. Например, упомянутый Ричард Фейнман написал учебник по квантовой механике для колледжей, в котором практически не использовал формул: все основные понятия и законы были объяснены на пальцах. Именно такое пособие требуется современным школьникам. Оно позволило бы дать вместо малопонятных формул действительно полезные и применимые в жизни знания тем, кто не собирается изучать физику в дальнейшем, а остальным подготовить почву для углубленного изучения материала. Возможно, в результате этого студентам не пришлось бы больше на первом курсе начинать изучение предмета заново.

А что думаете вы?

Дарина Андрюшина, выпускница Лицея БГУ, Минск:

– Я набрала 100 баллов по ЦТ (математика), но без помощи учебников. На факультативах и уроках готовилась по сборникам. В выданных книгах упор идет на начальный и средний уровень. Нам же учитель давал задания посложнее. В тестах можно встретить интересные, нестандартные задачи, которые включить в учебники не посчитали нужным.

Наталья Перепечко, мать двоих детей-старшеклассников, Ляховичи:

– Внешний вид учебников устраивает. Хотя можно было бы больше давать иллюстраций к тексту. А вот изложение материала вызывает множество нареканий. Сухо, сложно для детского восприятия. Встречаются неточности. Если предыдущий владелец был неаккуратным, ребенку достается потрепанная книга, часто исписанная, хотя это запрещено. Желания беречь такой учебник у ребенка не возникнет. Видела итальянские учебники со специальными строчками на полях, в них ученики имеют право делать пометки, надписи. Вот что значит по-настоящему работать с учебником. А у нас еще попросят купить на энную сумму рабочие тетради. В которых, кстати, за год могут поработать пару раз.

Ольга Логунова, учитель-методист биологии гимназии № 8, Минск:

– Составители все больше и больше пытаются упростить учебные пособия. В итоге упрощают настолько, что детям порой не ясна даже суть. На тех нескольких страницах, что выделяют автору на тему, он не может развернуться. Пишет коротко и научным стилем. Так что здесь в дело должен вступать учитель – так преподнести материал, чтобы ребенок и заинтересовался, и понял то, что написано в пособии.

Мария БАЗУЛЬКО,
студентка 5-го курса Института журналистики БГУ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter