О физике без лирики

Ориентиры в образовательном пространстве

Ориентиры в образовательном пространстве


НАШИ страны уже давно решили интегрировать усилия в сфере знаний и сейчас занимаются созданием единого образовательного пространства. Насколько далеко продвинулась эта непростая работа? Каковы перспективы дальнейшего взаимодействия? Об этом вели разговор представители Министерства образования Беларуси и Министерства образования и науки России на прошлой неделе в Минске на заседании совместной коллегии.


Что сделано?


Для начала об итогах. Они впечатляют. Реализуется серия проектов по обмену опытом, совершенствуется программа по подготовке и повышению квалификации специалистов, выполняется ряд научно-исследовательских работ по различным перспективным направлениям, проводятся совместные мероприятия, посвященные памятным датам, турслеты, тематические лагеря, союзные олимпиады. В общем, перечислять можно бесконечно. Но главное: российские и белорусские студенты имеют равные возможности получать бесплатное образование в вузах обеих стран.


- В белорусских высших учебных заведениях учатся около 2.000 россиян, что составляет примерно 20 процентов от общего числа иностранных студентов в нашей стране, - приводит пример первый заместитель министра образования Беларуси Александр Жук. - В свою очередь в России сегодня получают образование около 20.000 белорусских граждан. Важную роль в сотрудничестве играет Белорусско-Российский университет в Могилеве. В нашей стране также работают филиалы Российского государственного социального университета и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.


Проектам в области научной деятельности отводится особая роль. А как иначе? Новые информационные технологии, микро- и наноэлектроника, перспективные материалы, энергоресурсы, биотехнологии - вот далеко не полный перечень наиболее приоритетных и интересных направлений.


Задачи на завтра


Впрочем, все сделанное - это лишь повод сверить часы и двигаться дальше. Основные акценты - на проблемы нерешенные. Хватает и их. Например, форма поступления в высшие учебные заведения в двух странах разная. Абитуриенты из Беларуси пишут централизованное тестирование, а в России сдают единый государственный экзамен. Если уж решил отправить учиться в вуз другой страны и не прошел по конкурсу, пространства для маневра остается не так уж и много. Как решить проблему? "Специалисты двух стран ведут консультации по разработке шкалы перевода баллов, полученных белорусскими абитуриентами при сдаче ЦТ и школьниками России при сдаче единого государственного экзамена", - заметил Александр Жук.


Проблему номер 2 обозначил заместитель министра образования и науки России Сергей Иванец.


- По ряду причин нашей рабочей группе не удалось завершить согласование предложений о внесении изменений в межправительственные соглашения о взаимном признании и эквивалентности дипломов, - отметил он. - У нас есть проект, содержащий ряд значимых для нас новаций, но, к сожалению, пока нам не удалось даже совместными усилиями сформулировать эти положения таким образом, чтобы они опирались на имеющуюся правовую базу и не противоречили другим соглашениям. Но у нас нет другого пути, как оптимизировать эту работу.


Главные направления


Приоритетами в дальнейшем сотрудничестве чиновники видят гармонизацию правовых актов, согласование образовательных стандартов, реализацию совместных проектов по патриотическому воспитанию молодежи и развитие межвузовского сотрудничества.


- На первый план выходит сближение законодательств. Для нас очень важным является факт принятия Кодекса об образовании Республики Беларусь, - рассуждает заместитель министра образования РФ Максим Дулинов. - Мы сейчас ведем работу над интегрированным проектом федерального закона об образовании. Белорусский опыт по модификации законодательства окажет нам очень большую помощь.


Прямая речь


Александр Жук, первый заместитель министра образования Беларуси:


- Наша задача - обеспечить условия для развития новых форм интеграции. Определенным толчком здесь может послужить совместная или взаимная аккредитация образовательных программ, которая активизирует двухстороннюю академическую мобильность между учреждениями наших стран, а также поспособствует межнациональной интеграции: созданию образовательных консорциумов или межгосударственных учебно-научных производственных комплексов. В этом сегодня заинтересованы не только предприятия реальных секторов экономики, но и вузы, и научные учреждения.


deu@sb.by


МИНСК - МОСКВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter