О еде и о вреде

Этим летом санитарные службы обнаруживают продукты с просроченным сроком хранения в каждой третьей торговой точке. Но знают ли торговые работники, что с начала года уже 12 субъектов хозяйствования Беларуси лишены лицензий на розничную торговлю за подобные нарушения, а размеры применяемых к ним штрафов по новому Административному кодексу составляют от 600 тысяч до 1,5 миллиона рублей? Такая информация прозвучала в ходе недавней “прямой линии” по качеству и безопасности продуктов питания на Первом национальном канале Белорусского радио. Вопросы задавали журналист радио, журналист “Народной газеты”, а также радиослушатели со всей Беларуси. Им отвечали два компетентных специалиста: заведующая отделением гигиены питания Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Анжела СКУРАНОВИЧ и председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна СУША. Публикуем самые интересные моменты “прямой линии”.

— Какие нарушения при реализации продуктов питания выявляются сегодня чаше всего?
Анжела СКУРАНОВИЧ:
— Несоблюдение сроков годности и условий хранения продуктов питания. Они составляют около 30 процентов всех нарушений. За первое полугодие органами государственного санитарного надзора Беларуси проверено более 26 тысяч торговых объектов, в результате чего свыше 29 тонн продуктов питания сняты с реализации. Самые проблемные группы — молочные, мясные продукты и изделия кулинарных цехов. На втором месте по количеству нарушений — реализация продуктов питания без документов, подтверждающих их качество и безопасность. Такими документами согласно нашему законодательству являются удостоверение о государственной гигиенической регистрации, которое выдает Минздрав, сертификат соответствия, выдаваемый Госстандартом, и удостоверения о качестве продуктов — от производителя.
Анна СУША:
— Хочу добавить, что обращения граждан в Белорусское общество защиты потребителей по поводу продуктов питания традиционно составляют от 3 до 7 процентов всех обращений. В последнее время фигурировали сметана, йогурт, мясо, мясной фарш, колбаса, детское питание, консервы. Так, люди жаловались, что оливковое масло горчит, вино и водка — разбавленные, колбаса — с неприятным запахом, ценник на банан приклеили на гнилое место и так далее. Потребители сталкиваются также с исправленными или заклеенными сроками годности товара и даже с возвратом просроченного товара в торговый зал после того, как бдительный покупатель его покинет...
— Не следует ли ужесточить меры воздействия на торговых работников, которые упорно не хотят соблюдать санитарные правила?
Анжела СКУРАНОВИЧ:
— Вообще-то эти меры довольно жесткие. По новому Кодексу об административных правонарушениях за крупные нарушения такого характера предусмотрен штраф до 30 базовых величин. Проблема в том, что когда наши службы направляют в лицензионные комиссии предложения о приостановлении действия или аннулировании лицензий злостных нарушителей, то там их далеко не всегда поддерживают... И тем не менее за первое полугодие в Беларуси приостановлено действие 61 лицензии на розничную торговлю, а 12 аннулированы.
— Главный государственный санитарный врач Беларуси Михаил Римжа сказал недавно на пресс-конференции, что Минздрав все же думает ужесточить правила торговли продуктами питания. По каким направлениям это вероятнее всего?
— По ассортиментному перечню. Дело в том, что любое торговое предприятие, прежде чем открыться, составляет перечень продуктов, которые оно будет продавать. В зависимости от холодильного оборудования, весов, наличия-отсутствия электричества, водопровода, канализации и т.д. Этот перечень согласовывается с органами госсаннадзора, и потом его нужно соблюдать. Однако мы сталкиваемся со случаями, когда в коммерческих киосках, не имеющих ни холодильного оборудования, ни кондиционеров, пытаются торговать, например, консервами, кондитерскими изделиями, конфетами, отсутствующими в ассортиментном перечне...
Санитарные службы приблизились также к тому, чтобы осуществлять более строгий надзор за транспортировкой продуктов питания и их хранением в складских помещениях с учетом необходимости обеспечения особых температурных режимов.
Анна СУША:
— Минторг недавно обнародовал статистику опросов населения по качеству обслуживания на рынках, где эти проблемы стоят особенно остро. Так, 74 процента опрошенных указали на нарушение санитарных норм, 70 процентов — на обвес и обсчет покупателей, 64 процента — на реализацию продуктов с истекшим сроком годности, 63 процента — на неуважительное отношение со стороны продавцов, 64 процента — на отсутствие у продавца информации о характеристиках реализуемого товара, 80 процентов — на низкое качество приобретенных товаров. И если бы проблемы с продуктами питания существовали на одних рынках...  На “горячую линию” БОЗП почти каждый день поступают звонки из самых разных регионов и из самых разных торговых предприятий Беларуси. Например, купили шоколадку в частном магазине — а она “поседевшая”; стали варить кашу на молоке, которое только что принесли из универсама, а оно “свернулось”; в гастрономе возле дома в предварительно расфасованном мясе оказалось 200 граммов недовеса; в гипермаркете в торговом зале цена одна, на кассе — другая... В гипермаркете вместо 200 граммов творога кассир посчитала
2 килограмма.
— Почему молоко из магазина, если оно постоит длительное время без холодильника, очень часто не скисает, как ему положено, а прогоркает? Не значит ли это, что в него на молокозаводах “случайно” попадают какие-то добавки?
Анжела СКУРАНОВИЧ:
— Могу сказать точно, что наши производители ничего в молоко не добавляют: ни консервантов, ни антибиотиков, ни чего-то другого, поскольку белорусским законодательством это не разрешено. Молоко из магазина хранится дольше благодаря внедрению современных технологий, термообработке, повышению культуры производства. А что касается нежелания магазинного молока скисать, то в процессе термообработки — пастеризации или стерилизации — в нем уничтожается значительная часть бактерий, которые вызывают сквашивание.
— По какому признаку потребитель может определить качество свежемороженой рыбы? Неспециалисту сложно понять, как давно она находится на прилавке.
Анжела СКУРАНОВИЧ:
— Прежде всего по маркировке. В Правилах розничной торговли, утвержденных постановлением Совета Министров Беларуси, говорится, что при расфасовке продукта питания на предприятии торговли должны указываться дата расфасовки и конечный срок годности. Если этих данных нет, то обратитесь в администрацию магазина. Храниться свежезамороженная рыба должна при температуре не ниже минус 10 градусов.
— Могут ли йогурты продаваться без холодильного оборудования непосредственно в торговом зале?
Анжела СКУРАНОВИЧ:
— Смотря какие йогурты. Температура хранения йогуртов отечественного производства 4±2 градуса, и их нельзя выставлять в торговый зал без холодильника. А вот у йогуртов зарубежных производителей температурный режим хранения нередко от 0 до +20 и даже +25 градусов, так что они могут продаваться и без холодильника.
— Имеет ли право продавец держать на прилавке подпорченные фрукты, предлагая их по сниженной цене? Вечно обманут моего ребенка, когда я его отправлю за покупками, — дадут ему полугнилые хурму, бананы, апельсины, поскольку они дешевле, а он хочет сэкономить деньги и сделать родителям приятное...
Анжела СКУРАНОВИЧ:
— В действующих санитарных правилах и правилах розничной торговли четко говорится: испорченными фруктами и овощами торговать нельзя, ни по каким ценам. Во всех районных центрах гигиены и эпидемиологии существует номер телефона “горячей линии” — звоните, сообщайте о данных фактах.
Анна СУША:
— Второй хороший метод повлиять на ситуацию — через книгу замечаний и предложений...
— Наука все настойчивее нас предупреждает, что полимерные материалы со временем  начинают разрушаться, выделяя вредные вещества. В том числе пластмасса, контактирующая с пищевыми продуктами. Получается, что все те пластиковые мисочки, контейнеры, стаканчики, в которые мы наливаем горячий суп, чай, кофе, имеют не безграничный срок годности...  Однако население считает их вечными, а на маркировке нет никаких предупреждений. А даже если они и есть, то непонятно, существует ли реальная опасность для здоровья при пользовании пластиковыми изделиями по истечении их срока службы. Возьмем для примера борисовские чайники. В руководстве по эксплуатации читаем “Срок службы 5 лет с момента продажи, но не более 6 лет со дня выпуска”. Как это понимать? Тонкий намек на то, что после 6 лет эксплуатации пластиковый чайник становится канцерогенным? Занимался ли Минздрав Беларуси этим вопросом?
Анжела СКУРАНОВИЧ:
— Занимался и продолжает заниматься. Все пластиковые изделия, контактирующие с пищевыми продуктами, подлежат государственной гигиенической регистрации. В момент, когда изделие регистрируется, оно проходит соответствующие лабораторные исследования, в том числе токсикологические испытания в модельных средах (вода, спирт), иногда исследования на белых мышах. Установленный в конечном счете срок эксплуатации — это период, в течение которого производитель гарантирует, что все будет хорошо. А дальше — никакой гарантии. Так что разумнее соблюдать правила пользования пластиковыми изделиями. Если же непосредственно на изделии нет маркировки о его сроке службы, то рекомендую поискать эту информацию в сопроводительных документах.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter