В гостях у «СГ» лауреаты Государственной премии, создатели знаменитой оперы Большого «Седая легенда»

О дружбе и предательстве, любви и смерти

Петь в бою, привлекать каскадеров и изучать ружанские руины пришлось мастерам оперного искусства ради милости требовательной публики. Опера Национального академического Большого театра оперы и балета на либретто Владимира Короткевича и музыку Дмитрия Смольского «Седая легенда» стала одной из тех национальных постановок, о которой хорошо отзывались как зрители, так и строгие критики.

Оксана ВОЛКОВА

О том, насколько удалась опера с точки зрения режиссерской, художественной, музыкальной, можно уже судить по именам работавших над ней творцов. Это известные не только в Беларуси, но и за рубежом народные артисты Нина Ломанович, Анастасия Москвина, Сергей Франковский, заслуженные артисты Оксана Волкова, Станислав Трифонов, обладатель медали Франциска Скорины, главный художник Большого театра Беларуси Александр Костюченко.

«СГ» пообщалась с создателями спектакля.

ВПЕРВЫЕ опера по одноименному произведению классика белорусской литературы Владимира Короткевича была поставлена почти 40 лет назад. Тогда она тоже номинировалась на Государственную премию и собрала вокруг себя легенд Большого, среди которых народные артисты Беларуси Семен Штейн и Наталья Руднева, Ярослав Петров, народный артист СССР Аркадий Савченко. Ожила «Седая легенда» в 2012 году в новой редакции композитора Дмитрия Смольского, который поработал над сюжетным и музыкальным полотном постановки. Оценили критики высокое мастерство режиссера Михаила Панджавидзе, который окунулся в эпоху и с помощью оригинальных приемов заставил зрителя поверить в реальность картинки. Он, обладатель черного пояса по айкидо, похоже, нашел общий язык и с приглашенными артистами-каскадерами, которые участвовали в сцене боя.

Александр КОСТЮЧЕНКО

Особую атмосферу XVII века создал главный художник Большого Александр КОСТЮЧЕНКО. Когда смотришь постановку, создается ощущение, что ты сидишь в кинотеатре, настолько все правдоподобно. В течение года он трудился над внешним убранством как минимум четырех постановок, работа над «Седой…» была особенной: «Начал, конечно, с изучения самой повести Владимира Короткевича. К сожалению, у нас осталось мало памятников истории, от которых можно было оттолкнуться. Тем не менее есть отреставрированные Мирский и Несвижский замки. Когда я приехал в Ружаны и посмотрел на то, что уцелело от дворца, принадлежавшего в XVII веке Сапегам, ставшего значимым центром политической жизни, остался в восторге. Это настоящее сокровище, которое нужно беречь!»

СЦЕНИЧЕСКИЕ решения непросто было воплотить в жизнь и вокально. По признанию главного хормейстера Большого Нины ЛОМАНОВИЧ, объем хоровых партий в других постановках был намного больше, а вот сцена боя швейцарских наемников, когда сочетаются музыкальный темп, эмоции, активное сценическое движение, для мужского коллектива, — просто высший пилотаж.

Особенно приятно, подмечают в один голос артисты, номинированные на Госпремию, было работать с белорусскими текстом и музыкой, такими понятными и родными. «Это мой дебют в белорусской опере на родном языке. На первый взгляд, достаточно сложном для пения из-за обилия шипящих согласных, — вспоминает прима Оксана ВОЛКОВА (меццо-сопрано). — Но когда материал уже впелся, я получила огромное удовольствие от мелодичности и выразительности языка и музыки.

Народная артистка Республики Беларусь Анастасия МОСКВИНА (сопрано), исполнившая роль Ирины: «Меня переполняет чувство гордости за то, что у нас есть  белорусская постановка высочайшего композиторского и режиссерского уровня. Иметь национальную оперу в национальном театре — наша прямая обязанность. С этим спектаклем мы можем представлять Беларусь на любых оперных сценах мира.

СЮЖЕТ по всем канонам оперного искусства волнующий, яркий, актуальный на все времена, но под огранкой национальной истории — расцвет Великого Княжества Литовского, начало полонизации страны, восстаний крестьян против социального гнета. Шляхтич Роман, влюбленный в простую крестьянку Ирину, просит своего друга Кизгайлу отдать ему крепостную девушку. Тот дает обещание, однако вскоре под влиянием своей молодой жены, влюбленной в Романа, меняет решение и отправляет Ирину в тюрьму. Предчувствия Кизгайлы насчет грядущей войны оправдались. Роман захватывает замок бывшего друга, вызывает его на сражение и убивает. Конец еще более трагичен: Роман приговорен к отсечению рук, а Ирина, несмотря на уговоры Любки оставить его, ради любви готова стать слепой.

Нина ЛОМАНОВИЧ

А как видят сами артисты своих героев?

— Если мы обратимся к первоисточнику, повести Владимира Короткевича, то моя героиня не вызывает никакой симпатии, — говорит прима Оксана Волкова, исполнительница роли Любки. — По ее вине и прихоти пролилось много крови, друзья и соратники пошли войной друг на друга. Ее поступки сложно оправдать и понять. Но опера всегда немного возвышает героев, оправдывает и реабилитирует. Любка отвергнута Романом, который предпочел ей, панне, холопку. Ради нее был готов спалить все дотла и принести себя в жертву. Такое сложно понять и простить женщине, умирающей от ревности и унижения. Поэтому мне жаль мою героиню, которая своими руками разрушила много жизней, и в первую очередь свою собственную.

— А можете ли вы, Станислав, оправдать своего Кизгайлу? — спрашиваю у ТРИФОНОВА (баритон).

— Разве можно сказать, что один человек хороший, а другой плохой. В каждом достаточно  и того, и другого. Недавно обсуждали эту ситуацию с Сергеем ФРАНКОВСКИМ (исполнитель роли Романа. — Авт.). Мы застаем Кизгайлу в тот момент жизни, когда он находится в стрессовой ситуации. Все-таки был бой, герои вынуждены хвататься за оружие. Кизгайло тоже мог убить Романа. Наверное, в этом и прелесть спектакля. Работать было интересно с точки зрения эмоционального накала, это мне близко.

У Сергея Франковского (тенора) интересуюсь, способен ли он   простить другу предательство?

— На личном опыте убедился, что дружба, даже если она когда-то по разным причинам прервалась, вполне может возобновиться, несмотря на внутренние и внешние помехи. Здесь все зависит от человека, от его нутра. Отношения между людьми очень сложные, вот и выливаются в такую трагедию, как в произведении Владимира Короткевича.

Роман — человек своего времени, один из богатейших людей, который волею судьбы оказался по другую сторону праздной жизни. Он совершал много не очень хороших поступков по отношению к простым людям, даже будучи их предводителем, но человеческие качества у него все-таки одерживали верх, и в конечном итоге он пошел на смерть ради любви и своего дела.

Сергей ФРАНКОВСКИЙ и Станислав ТРИФОНОВ

Есть ли будущее у национальной оперы?

— К сожалению, сегодня белорусская классика уходит в сторону, хорошая национальная  опера — это редкость, — говорит композитор Дмитрий СМОЛЬСКИЙ. В нашей сфере увлекаются добычей денег, выбирая популярные шлягеры, которые привлекают публику. Опера — специфическое искусство. Но если говорить о «Седой легенде», то это как раз тот спектакль, который заставляет полюбить оперное искусство.

Следующую постановку оперы зрители увидят в ноябре.

Анастасия МОСКВИНА.

КОММЕНТАРИЙ

Первый заместитель генерального директора Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Владимир РЫЛАТКО:

— Опера «Седая легенда» обогатила культурную жизнь театра и страны, потому что каждый раз к ее показу мы устраиваем какие-то литературные вечера, говорим о белорусской истории. Пока есть спрос у зрителей, в хорошем состоянии костюмы, сценография, постановка будет в репертуаре. В столице сменяются поколения, а тема становления самобытности, независимости нашего общества, истории Беларуси неисчерпаемая. «Дикая охота короля Стаха» шла более 20 лет и не нуждалась в новой редакции.

Разумеется, спектакль «Седая легенда», как и «Пиковая дама», «Летучий голландец», — драматически сложны и пользуются меньшим спросом. Если на остальные заполняемость зала составляет больше 80 процентов, то на эти около 70. Популярные «Кармен», «Евгений Онегин» показывают с куда большей периодичностью. Вместе с тем в некоторых театрах СНГ и мира, кроме Мариинского, где много туристов, таким бы цифрам позавидовали. 

v.v.korshuk@gmail.com

Фото предоставлено пресс-службой Национального академического Большого театра оперы и балета

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter