Источник: Знамя юности
Знамя юности

О дронах, стажировках и двойных дипломах — интервью с первым проректором БГТУ

О дронах, стажировках и двойных дипломах

Чем шире сотрудничество, тем больше знаний. Каждый вуз стремится найти себе партнеров не только в стране, но и за рубежом: взаимодействие в научной и образовательной сферах позволяет обмениваться опытом, а значит, повышать качество подготовки специалистов и совершать прорывные открытия. О международных аспектах получения высшего образования мы поговорили с первым проректором Белорусского государственного технологического университета Александром Цыгановым.


– БГТУ отправляет студентов и преподавателей за границу на учебу, стажировки, конференции, выставки, а иностранцы приезжают к вам. В чем выгода для обеих сторон?

– Во-первых, это обмен опытом и знаниями. Мы знакомимся с образовательными программами университетов в других странах, их методиками преподавания, учебными планами. Это позволяет следить за тенденциями на рынке образовательных услуг, повышать рейтинг университета в мировом топе, делать узнаваемым БГТУ за рубежом. Во-вторых, благодаря международному сотрудничеству наши ученые знакомятся с исследованиями зарубежных коллег, а также получают доступ к высококлассному оборудованию, которое необходимо для проведения исследований, особенно в области нано- и биотехнологий. К тому же академическая мобильность предоставляет прекрасную возможность ученым обмениваться идеями. Из личного опыта знаю, что одна и та же идея может прийти в голову одновременно ученым разных стран: когда был аспирантом, предложил новый способ определения кадмия. Подал заявку на патент. Оказалось, точно такая же заявка пришла из Болгарии. Однако мне удалось доказать, что я придумал свою технологию на неделю раньше. Международное сотрудничество становится полезным и при реализации масштабных проектов, например в освоении космоса. В-третьих, это позволяет университету зарабатывать, а иностранным гражданам – получать востребованные профессии.

– Какова география международных связей БГТУ?

– На данный момент у нас действует 215 договоров об образо­ва­тельном и научно-техническом сотрудничестве с зарубежными парт­нерами из 40 стран. Из них 24 договора мы подписали за послед­ние пару лет. Среди партнеров лидирующие позиции у России. Мы активно сотрудничаем с Санкт-Петербургским государст­венным технологическим ин­ститутом (техни­ческий университет), Российским хими­ко-технологическим университетом имени Д. И. Менделеева, Санкт-Петербург­ской государственной химико-фа­рмацевтической академией, Ураль­ским государственным лесотех­ническим университетом, Казанским национальным исследовательским технологическим университетом. Поддерживаем тесные контакты с учебными заведениями Китая, Казахстана, Узбекистана, европейскими вузами. К слову, БГТУ – базовая организация стран СНГ в области лесо­хозяйственного комплекса. Поэтому мы выступаем организаторами международных конкурсов, в том числе студенческих научных работ, приглашаем к себе студентов и преподавателей на стажи­ровки. К сожалению, в связи с пандемией уровень академической мобиль­ности заметно снизился.

– Какие самые популярные специальности у иностранцев?

– В основном едут осваивать информационные и экономические направления. Сейчас у нас обучаются 377 иностранных граждан из России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Конго, Ливана, Туниса. Всего в списке – около 30 стран.

Ежегодно диплом БГТУ получают несколько сотен иностранных студентов

– БГТУ был в числе первых университетов в Беларуси, который предложил ребятам из других стран обучаться по совместным образовательным программам…

– Да, такая практика действительно есть, и она себя оправдывает. 233 иностранных студента обучаются у нас именно по этой программе. В чем ее суть? В 17–18 лет молодым людям очень сложно оторваться от родителей, от дома и поехать в страну с культурой, отли­чающейся от их родной. Мы разработали схему обучения, при которой программу младших курсов парни и девуш­ки осваивают у себя на родине. Пере­дали в университеты-партнеры учебные планы, направляем туда своих преподавателей, которые читают лекции и принимают экзамены. Под руководством директора международного информационно-аналитического центра трансфера технологий БГТУ профессора Олега Дормешкина вместе с учеными Казахстана и Узбекистана подготовили несколько обучающих пособий. Широко используем возможности дистанционного обучения. А на старших курсах ждем этих студентов в Минске. У нас они пишут дипломную работу и, что немаловажно, получают дипломы двух вузов. 

– С какими университетами действуют совместные образовательные программы?

– Такая форма в бакалавриате реализуется, к примеру, с Павлодарским государственным университетом имени С. Торайгырова в Казахстане по специальности «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», с Ташкентским государственным техническим университетом имени И. Каримова в Узбекистане по специальностям «инфор­мационные системы и технологии», «биотехнология», «автоматизация технологических процессов и производств». Совместная образовательная программа по схеме «3 + 2» с выдачей диплома БГТУ запущена с Профессио­нально-техническим институтом в Лояне Китайской Народной Республики. 180 студентов успешно окончили первый курс и перешли на второй. Открыт набор по нескольким совместным специальностям как бакалавриата, так и магистратуры в Ташкентском химико-технологическом институте. Магистерские программы действуют и с другими высшими учебными заведениями. 

– БГТУ активно занимается обучением операторов дронов. Есть ли интерес к этому направлению со стороны иностранных граждан? 

– Вместе с зарубежными органи­зациями в этом и прошлом году мы рабо­тали над проектом Erasmus+ «Educational for Drone (eDrone) / Обу­чающий беспилотник». Провели ра­бочую встречу с партнерами в Армении. На нашей площадке состоялся семинар с представителями организаций, заинтересованных в применении дронов. При поддержке Белорусской федерации беспилотной авиации провели семь раундов обучающих курсов для операторов мультироторных беспилотных летательных аппаратов. Три обучающих модуля по беспилотным технологиям в управлении недвижимостью и экономике мы внедрили в образовательный процесс студентов и магистрантов.

В ТЕМУ

Один из показателей активности вуза на международной арене – место в рейтингах. В нынешнем году БГТУ выполнил задачу Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы: вошел в 5000 лучших университетов мира, заняв 4023-ю строчку в рейтинге Webometrics.

uradova@sb.by

Фото предоставлены БГТУ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter