– БГТУ отправляет студентов и преподавателей за границу на учебу, стажировки, конференции, выставки, а иностранцы приезжают к вам. В чем выгода для обеих сторон?
– Во-первых, это обмен опытом и знаниями. Мы знакомимся с образовательными программами университетов в других странах, их методиками преподавания, учебными планами. Это позволяет следить за тенденциями на рынке образовательных услуг, повышать рейтинг университета в мировом топе, делать узнаваемым БГТУ за рубежом. Во-вторых, благодаря международному сотрудничеству наши ученые знакомятся с исследованиями зарубежных коллег, а также получают доступ к высококлассному оборудованию, которое необходимо для проведения исследований, особенно в области нано- и биотехнологий. К тому же академическая мобильность предоставляет прекрасную возможность ученым обмениваться идеями. Из личного опыта знаю, что одна и та же идея может прийти в голову одновременно ученым разных стран: когда был аспирантом, предложил новый способ определения кадмия. Подал заявку на патент. Оказалось, точно такая же заявка пришла из Болгарии. Однако мне удалось доказать, что я придумал свою технологию на неделю раньше. Международное сотрудничество становится полезным и при реализации масштабных проектов, например в освоении космоса. В-третьих, это позволяет университету зарабатывать, а иностранным гражданам – получать востребованные профессии.
– Какова география международных связей БГТУ?
– На данный момент у нас действует 215 договоров об образовательном и научно-техническом сотрудничестве с зарубежными партнерами из 40 стран. Из них 24 договора мы подписали за последние пару лет. Среди партнеров лидирующие позиции у России. Мы активно сотрудничаем с Санкт-Петербургским государственным технологическим институтом (технический университет), Российским химико-технологическим университетом имени Д. И. Менделеева, Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академией, Уральским государственным лесотехническим университетом, Казанским национальным исследовательским технологическим университетом. Поддерживаем тесные контакты с учебными заведениями Китая, Казахстана, Узбекистана, европейскими вузами. К слову, БГТУ – базовая организация стран СНГ в области лесохозяйственного комплекса. Поэтому мы выступаем организаторами международных конкурсов, в том числе студенческих научных работ, приглашаем к себе студентов и преподавателей на стажировки. К сожалению, в связи с пандемией уровень академической мобильности заметно снизился.
– Какие самые популярные специальности у иностранцев?
– В основном едут осваивать информационные и экономические направления. Сейчас у нас обучаются 377 иностранных граждан из России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Конго, Ливана, Туниса. Всего в списке – около 30 стран.
Ежегодно диплом БГТУ получают несколько сотен иностранных студентов
– БГТУ был в числе первых университетов в Беларуси, который предложил ребятам из других стран обучаться по совместным образовательным программам…
– Да, такая практика действительно есть, и она себя оправдывает. 233 иностранных студента обучаются у нас именно по этой программе. В чем ее суть? В 17–18 лет молодым людям очень сложно оторваться от родителей, от дома и поехать в страну с культурой, отличающейся от их родной. Мы разработали схему обучения, при которой программу младших курсов парни и девушки осваивают у себя на родине. Передали в университеты-партнеры учебные планы, направляем туда своих преподавателей, которые читают лекции и принимают экзамены. Под руководством директора международного информационно-аналитического центра трансфера технологий БГТУ профессора Олега Дормешкина вместе с учеными Казахстана и Узбекистана подготовили несколько обучающих пособий. Широко используем возможности дистанционного обучения. А на старших курсах ждем этих студентов в Минске. У нас они пишут дипломную работу и, что немаловажно, получают дипломы двух вузов.
– С какими университетами действуют совместные образовательные программы?
– Такая форма в бакалавриате реализуется, к примеру, с Павлодарским государственным университетом имени С. Торайгырова в Казахстане по специальности «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», с Ташкентским государственным техническим университетом имени И. Каримова в Узбекистане по специальностям «информационные системы и технологии», «биотехнология», «автоматизация технологических процессов и производств». Совместная образовательная программа по схеме «3 + 2» с выдачей диплома БГТУ запущена с Профессионально-техническим институтом в Лояне Китайской Народной Республики. 180 студентов успешно окончили первый курс и перешли на второй. Открыт набор по нескольким совместным специальностям как бакалавриата, так и магистратуры в Ташкентском химико-технологическом институте. Магистерские программы действуют и с другими высшими учебными заведениями.
– БГТУ активно занимается обучением операторов дронов. Есть ли интерес к этому направлению со стороны иностранных граждан?
– Вместе с зарубежными организациями в этом и прошлом году мы работали над проектом Erasmus+ «Educational for Drone (eDrone) / Обучающий беспилотник». Провели рабочую встречу с партнерами в Армении. На нашей площадке состоялся семинар с представителями организаций, заинтересованных в применении дронов. При поддержке Белорусской федерации беспилотной авиации провели семь раундов обучающих курсов для операторов мультироторных беспилотных летательных аппаратов. Три обучающих модуля по беспилотным технологиям в управлении недвижимостью и экономике мы внедрили в образовательный процесс студентов и магистрантов.
В ТЕМУ
Один из показателей активности вуза на международной арене – место в рейтингах. В нынешнем году БГТУ выполнил задачу Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы: вошел в 5000 лучших университетов мира, заняв 4023-ю строчку в рейтинге Webometrics.
uradova@sb.by
Фото предоставлены БГТУ.