О доме

В  серединное время меж двух праздников я задумалась о нас. О мужчинах и женщинах. Кто мы друг для друга? Зачем вообще нужны? И будем ли вместе...

Мой дом по сравнению с родительским сильно видоизменился. В семье моего детства нас было трое. Тесно прижатые друг к другу 29 квадратными метрами, мы вращались по орбите, согреваясь солнцем общих интересов. Собирались на кухне и расписывали планы на весь год. Вот здесь — отпуск, ставим в календаре три восклицательных знака и начинаем откладывать “на Крым”. В этом месяце покупка шкафа, тут — сборы в школу. Обсуждали меню для праздников, споры вокруг “Оливье” или “Мимозы” велись жаркие, не было важнее момента. Приходили родственники, смотрели, “как живем”. Нельзя было оплошать. Бабушки, тетя Галя и тетя Тома присылали открытки. Я любила свой собственный ключ от почтового ящика, мне его подарили во втором классе, вместе с подпиской на “Зорьку”. Достаешь пачку газет, пахнет типографской краской. Будто круассаны из пекарни прислали. С таким же аппетитом читали, вечером делились новостями, обсуждали. Пили чай. Из всех мест я стремилась домой. Пожалуй, это качество осталось до сих пор. Поэтому у меня есть семья.

Но в моей семье нас тысячи. У дочки в инстаграм свои подписчики, у меня в ФБ свои, у мужа в вайбер-группах отдельная жизнь. Только вот малыш разве что. Но и у него завелись воображаемые друзья — два старших брата и несколько роботов. Центр притяжения больше не один. Не как встарь. Возможность облегчить быт сильно развязала руки всем членам ячейки общества. Никто не смотрит с укором: “Помоги матери!” Не снимает боты с ног уставшего главы семейства. Мы больше не требуем друг от друга понимания, не возлагаем надежды и ответственность. Утром уходим, вечером приходим. Каждый может с легкостью закрыть вопросы с наполнением жизни. Мы проводим время с друзьями (не общими), планируем отпуска по интересам (разные). 

Помню, я однажды догадалась, что суп — это идеология. В СССР все ели суп. Когда я сдавала тест в школу, нужно было нарисовать картинку и написать одно предложение. Сообразила нарисовать мальчика с большой ложкой и подписала: “Он ел суп”. Меня взяли, я была “как надо”. Большой кастрюлей супа можно накормить сколько хочешь народу, а прибавьте к этому еще и “хлеб — всему голова!”. Вопрос закрыт. Никак нельзя было питаться по Дюкану или сидеть на “кремлевской диете”. Только суп! И семья. Так жить экономнее. Одна на всех квартира. При этом и в общежитии можно было расселить семью. Троих-четверых в одну комнату. Чужих же не поселишь бок о бок. Ну... бывало. Это уже вызывало недовольство, а так “муж и жена — одна сатана”. При этом семейный образ жизни даже пропагандировать не нужно было, вековые традиции делали свое. 

Когда ты уже замуж выйдешь?

Знакомый девичьему уху вопрос, правда?  И любой паренек, оказавшийся рядом, грезился старшим женщинам потенциальным женихом. Да! Во втором классе я села за парту с Сережкой, мама сразу подмигнула: “Может, и поженитесь?” То есть в мозгу все было про семью. Про выйти замуж и родить. Про жениться и построить дом. Квартиру получить.

Мы так жили-были и довековали до нового времени, когда уже нет необходимости собираться у одной кормушки и хлебать деревянными ложками. Только если кто захочет или приболеет, тогда душевно ему налить куриный бульон. Вот да. Болеть — это про семью. Хорошо, когда заботятся.

Но сохранится ли институт семьи? И если да, как видоизменится? Я уже не говорю дочери, что в будущем ей предстоит найти мужчину, который будет для нее надежной стеной. Я знаю, что гораздо интереснее быть независимой и уметь грести самой. Да! Это мое исключительное убеждение и оно будет влиять на будущее моей девочки, как влияло на мое, видение женского счастья моими старшими родственницами. Я веду ее на компьютерные курсы и в спорт, покупаю учебники немецкого и дополнительные пособия по математике. Девочка сама должна уметь заработать себе на жизнь. Хорошую, красивую жизнь. 

И хотя в сыне я все еще вижу ответственного добытчика, потому тоже веду на курсы и в спорт, но переломный момент начинается как раз с женской независимости. С тех пор как важные жизненные ресурсы появятся в руках всех участников семьи, отпадет необходимость жить возле одной кастрюли, а значит, семья станет исключительно “душевным” мероприятием. Раз жизнь не заставляет, то как? По любви!

Это хорошо и честно. Хотя есть опасность, что нечасто. И, возможно, ненадолго. Любовь — дело такое. Но дети родиться будут, и то дело! Красивые разные дети. От всевозможных любовей. Шутка. Но генетически так даже лучше. 

Итак, что мы имеем в будущем? Одни футурологи предсказывают полный распад семейных отношений, потому что, как я уже писала, все вопросы можно будет решить самостоятельно (были бы деньги), а другие, напротив, придерживаются теории, что с появлением возможности работать удаленно (не ходить в офисы) люди станут ближе к своей семье. Будут работать дома, вести хозяйство, сами научатся производить все необходимые товары с помощью принтеров. И чем больше появится возможностей оторваться друг от друга, тем больше станем мы ощущать необходимость в крепких надежных связях. Потому что хотя и сидим вечерком каждый со своим гаджетом, а все равно на одном диванчике. 

Как будет, поживем — увидим. Я думаю: и так и так. У всех по-разному. И в течение всей жизни тоже по-всякому будет. Мир меняется. Перестраивается дом. Нужны мы друг другу? Вы как думаете?

sulimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter