О деятельном раскаянии и не только

Замдиректора  ДФР КГК  Виктор Морозов: «Освобождение от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба - нормальная практика»

О  деятельном  раскаянии  и  не  только вел  речь  в  интервью  корреспонденту  «Р»,  заместитель  директора  Департамента  финансовых  расследований  КГК  Беларуси  Виктор  МОРОЗОВ 

— Виктор Иванович, наши читатели знают вас как одну из ключевых фигур антикоррупционного противостояния. Будучи начальником управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генеральной прокуратуры, вы несколько раз давали интервью нашей газете, участвовали в заседании круглого стола, посвященного этой проблематике. Что подвигло  вас перейти на службу в другое ведомство, сменить род своей деятельности? 

— Считаю, что род  деятельности принципиально я не менял. Как в прокуратуре значительная часть функциональных обязанностей сводилась к вопросам следствия, так и в департаменте это основное направление моей деятельности. В новой должности  мне также приходится вести борьбу с экономической  преступностью и коррупцией.  Департамент финансовых расследований вносит в это немалый вклад, активно участвует  в выполнении Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007—2010 годы. В минувшем году органами финансовых расследований возбуждено 225 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности, из которых 178 совершены против интересов службы. Думаю, что по итогам нынешнего года этот показатель будет не меньше. И после направления таких уголовных дел в суды там им поставят своеобразный знак качества, согласившись с подходами и аргументами, доказательной базой, представленной нашими следователями, работу которых я курирую. Кстати, мы очень благодарны главе государства за то, что он дал добро на выделение органам финансовых расследований дополнительно 20 следователей. 

— В своей нынешней должности вы работаете меньше года. Каковы впечатления? Есть ли отличие от работы в прокуратуре? 

— В Департаменте финансовых расследований динамики больше. Здесь приходится принимать за день большое количество решений. Причем не только по вопросам расследования конкретных дел, но и в связи с применением санкций к субъектам хозяйствования, а они порой измеряются сотнями миллиардов рублей. В последнее время деятельность органов финансовых расследований претерпела немало изменений, они становятся более мобильными. Это требует большой организованности, собранности, внимательности… 

За последний год, в том числе и по инициативе председателя комитета госконтроля Зенона Ломатя, многое сделано для укрепления и развития органов финансовых расследований. В первую очередь следует назвать принятый парламентом и подписанный в июле главой государства Закон «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь». В конце прошлого года появился Указ Президента № 660, которым утверждены новое Положение о прохождении службы, Дисциплинарный устав и текст присяги рядового и начальствующего состава органов финансовых расследований. 

Очень важно, что ДФР является структурным подразделением Комитета государственного контроля — высшего органа финансового контроля нашей страны, который располагает высококвалифицированным контрольно-ревизионным аппаратом, и мы с ним тесно сотрудничаем. 

Эффективность оперативно-служебной деятельности органов финансовых расследований неразрывно связана также и с другим структурным подразделением КГК — Департаментом финансового мониторинга, органом, специально созданным для противодействия незаконным финансовым операциям. За полугодие по материалам проверок, проведенных гражданским персоналом органов госконтроля, финансовой милицией возбуждено 252 уголовных дела. По информационным материалам, полученным из Департамента финансового мониторинга, органами финансовых расследований возбуждено 259 уголовных дел. 

Такова специфика нашей службы. А в остальном задача все та же: изобличение и привлечение к уголовной ответственности правонарушителей, даже самых матерых и циничных, должны вестись в строгом соответствии с законом, без натяжек и послаблений. Кто что «заработал», то и должен получить. 

— Давайте вначале остановимся на послаблениях. Все чаще следователи органов финансовых расследований прибегают к такой мере, как освобождение виновных лиц от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба. Вас, недавнего прокурора, это не настораживает? 

— Нет. Это сегодня закон, а его, как известно, надо строго соблюдать. Закон позволяет следователям, с учетом определенных условий, принимать решения об освобождении лиц от уголовной ответственности. Это вполне нормальная практика, которая применяется во всем мире. В нашем отечественном законодательстве она закреплена в статье 88-1 Уголовного кодекса. И им мы четко и неукоснительно руководствуемся. 

— Насколько часто она применяется? Не возникают ли какие-то сложности, непредвиденные проблемы? 

— За первое полугодие нынешнего года, в связи с возмещением ущерба и выполнением иных условий, предусмотренных законом, прекращено уголовное преследование по 25 делам. При этом в бюджет обвиняемыми добровольно перечислено 10,7 миллиарда рублей. Еще более 20 человек надеются на такой исход: ради этого они предприняли конкретные усилия. 

Окончательное решение по применению ст. 88-1 УК принимает глава государства соответствующим указом. Председатель Комитета госконтроля утверждает перед этим наше заключение. Мы требуем от сотрудников, чтобы все материалы были  подготовлены безупречно. 

 Лично я считаю недопустимой практику освобождения обвиняемых от уголовной ответственности только по отдельным эпизодам их преступной деятельности. Это противоречит и смыслу закона, который требует раскаяния во всех совершенных преступлениях и полного возмещения по ним ущерба. При освобождении таких лиц от ответственности мы должны, как этого требует закон, исследовать всю преступную деятельность обвиняемых и только потом принимать решение о возможном прекращении в отношении них уголовных дел. 

Есть в юриспруденции такое понятие: деятельное раскаяние. Именно оно характерно для многих предпринимателей, вначале совершивших преступление, а затем активно принимающих меры по возмещению ущерба. 

В свое время И. Янушкевич и Ю. Дашкевич (в отношении них ДФР расследовались уголовные дела по обвинению в уклонении от уплаты сумм налогов, сборов в особо крупном размере) обратились к Президенту с ходатайством об освобождении их от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба.  Из Администрации Президента поступил ответ: ходатайства будут поддержаны при условии возмещения ущерба в полуторном размере. Вскоре в ДФР поступили уведомления от руководства минских ООО «Оргтехсофт» и ЗАО «Ровалэнтспецмонтаж» о перечислении в бюджет  полуторного размера причиненного ущерба. Таким образом, обвиняемый И. Янушкевич возместил ущерб на общую сумму 969 миллионов рублей, а Ю. Дашкевич — 479,8 миллиона. 

Замечу, что основная задача органов финансовых расследований Комитета государственного контроля заключается не в том, чтобы как можно больше нарушителей законодательства отправить на скамью обвиняемых. Наша цель — выявить экономическое или налоговое правонарушение, обеспечить неотвратимость наказания за него и возвратить в государственный бюджет те средства, которые в нем должны находиться по закону. 

— Сколько средств департамент вернул в бюджет? 

— При снижении количества проведенных проверок на 170 в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сумма предъявленных к уплате налогов и административных взысканий за первое полугодие увеличилась на 13,2 миллиарда рублей. То есть выявленные нарушения стали более значимыми и составили за полгода 63 миллиарда рублей. Всего, осуществляя уголовное преследование и административную практику, органы финансовых расследований обеспечили поступление в бюджет государства 93,3 миллиарда рублей, из них денежных средств — 49,3 миллиарда. Наибольшее поступление денежных средств в бюджет обеспечили управления по Минской области и г. Минску (24,6 миллиарда рублей) и Витебской области (6,3 миллиарда). 

— И в каких направлениях органы финансовых расследований достигли наиболее весомых результатов? 

— По таким направлениям, как банковская деятельность, уклонение от уплаты налогов и сборов, лжепредпринимательство, оборот нефтепродуктов, алкогольной и табачной продукции. Наметилась положительная тенденция выявления таких преступлений, как выманивание кредита или дотаций. 

Если за аналогичный период 2007 года из общего количества возбужденных уголовных дел лишь 67,5 процента относились к подследственности органов финансовых расследований, то нынче их удельный вес составил 84,8 процента. Это свидетельствует о том, что принятые нами решительные меры по исключению дублирования функций других правоохранительных и контролирующих органов уже дают положительный результат. 

При этом органами финансовых расследований не допущено фактов  незаконного задержания и привлечения к уголовной ответственности. В два раза снизилось количество актов прокурорского и судебного реагирования, внесенных по фактам нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Перечень положительных тенденций можно продолжить. 

— Какие подразделения внесли в это наибольший вклад? 

— В качестве лучших подразделений  следует отметить управления по Витебской и Брестской областям, которые возглавляют полковник финансовой милиции Андриан Бохан и подполковник Андрей Прокопук. Хорошо руководил управлением ДФР по Гродненской области майор финансовой милиции Виктор Селицкий. Недавно он назначен на более ответственную должность — начальником управления по Минской области и г. Минску. 

Всего же в органах финансовых расследований несут нелегкую службу 703 грамотных, высококвалифицированных офицера. Около ста из них имеют два высших образования. Воспользовавшись случаем, я хотел бы посредством вашей газеты поздравить всех сотрудников с 16-летием органов финансовых расследований, которое мы празднуем 5 августа. Думаю, что сообща мы добьемся еще более весомых результатов в деле защиты экономических интересов нашего государства. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter