О детях с болью

О реформировании системы исполнения наказаний

Среди тенденций, характеризующих ситуацию в пенитенциарной системе, на мой взгляд, одна очень тревожная: средний возраст осужденных и направленных в спецучреждения для взрослых не увеличивается, значит, идет постоянная подпитка молодыми «кадрами». При этом необходимо заметить, что карательных мер для малолетних правонарушителей и структур, занимающихся детской преступностью, в системе Министерства образования и МВД более чем достаточно. В результате количество правонарушений не увеличивается, а где–то даже уменьшается. Но заявлять о том, что проблемы более не существует, к сожалению, рано. Еще больше волнует существующий рецидив в системе борьбы с правонарушениями. Порой даже хочется усилить карательные меры воздействия на малолетних правонарушителей. Однако выход ли это?


Места заключения призваны не только изолировать осужденных от общества, но и исправлять их. А когда речь идет о несовершеннолетних, которые содержатся в спецучреждениях в Могилеве, Кривичах, Бобруйске и Петрикове, то функция «исправлять» становится определяющей. Увы, содержание вместе отпетых правонарушителей и тех, кто попал сюда впервые, ни к чему хорошему не приводит. О таких «идеальных» условиях для обмена опытом сквернословия, издевательства, наркозависимости, совершенствования способов воровства, хулиганства не может мечтать ни один рецидивист, находящийся на свободе и желающий создать свою «школу».


Как сделать систему наказания подростков, совершивших преступления и правонарушения, более эффективной?


Прежде всего не оставлять без внимания ни одного правонарушения, тем более — преступления. Важно заметить ПЕРВЫЙ раз, т.к. первый раз оступиться можно случайно и можно умышленно. Но даже если и умышленно, то серьезного правонарушения, как правило, не совершают. И первый раз бывает чаще в младшем возрасте. А к маленьким найти подход всегда легче. Специалистов же, чтобы работать с ребятами, впервые совершившими проступок, у нас вполне достаточно.


К работе, которую проводят Министерство образования и МВД, необходимо подключиться и Министерству здравоохранения. Дети, склонные к асоциальному поведению, несомненно, страдают различными психическими расстройствами. И лечить их надо точно так же, как лечат от всех детских болезней. Почему–то, когда у ребенка поднимается температура или болит живот, все понимают: нужна помощь врача. А если его поведение выходит за рамки дозволенного, мы ограничиваемся разговорами, рассмотрением на всевозможных комиссиях, записываем неслуха в кружок, помещаем в военизированный лагерь для трудных. В лучшем случае покажем школьному психологу. Наверное, одна мама из тысячи поймет, что ребенок серьезно болен и необходима помощь психотерапевта. Согласитесь, если после первого случая грубого непослушания мы обратимся к врачу, второго асоциального поступка у этого шалуна скорее всего не будет.


К сожалению, недостаточные воспитательные воздействия без серьезного вмешательства медицины очень часто приводят к рецидиву: бывает, школьник за год совершает 10, а то и больше правонарушений. В 99 процентах прецедентов это уже не случайность. Поэтому медлить нельзя. Необходимо нашего малолетнего нарушителя решением комиссии по делам несовершеннолетних поместить в специальное лечебное учреждение — детскую больницу закрытого типа (не пугайтесь — как инфекционная), где ребята живут в одноместных палатах, где персонал только медицинский, учителя приходят и проводят уроки, как это делается сегодня во всех детских клиниках. В таких больницах закрытого типа (БЗТ) разрешены встречи с родителями, но не с друзьями. Курс лечения и его длительность определяет врач–психиатр или психотерапевт.


Уверен, результат не заставит себя ждать — мы почувствуем его уже через год. Не станет подпитки правонарушителей из молодежной среды, и спецучреждения для несовершеннолетних начнут пустеть, постепенно превращаясь в музеи или больницы закрытого типа. Со временем такие же условия, как в детских БЗТ, можно создать и в тюрьмах для взрослых, количество которых также уменьшится. Полагаю, в основном это будут нарушители правил дорожного движения, охраны труда, финансовой дисциплины, семейные скандалисты, сорвавшиеся личности да редкие заезжие «гастролеры».


Конечно, нужны средства и кадры. Больше денег потребуется в самом начале реформирования системы исполнения наказаний. С каждым годом эта сумма будет объективно уменьшаться. Кадры, в принципе, уже есть. Во всех районах существуют психоневрологические диспансеры, обеспеченные квалифицированными специалистами. Они готовы начать работать с детьми. Учителей достаточно. БЗТ вначале можно открыть в психоневрологических диспансерах и в детприемниках, затем в отремонтированных заброшенных детских садах и школах. Главное, если мы хотим видеть страну без переполненных тюрем, без обкуренных и обколотых подростков, мы найдем для этого средства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter