О чужом времени и бюрократизме, который имеет скрытые нюансы

Гражданка Г. из Гродненского района ходит по кругу. Ей надо прописать сына в свой дом и оформить для него наследство. Но махровый бюрократизм стал на пути.
Гражданка Г. из Гродненского района ходит по кругу. Ей надо прописать сына в свой дом и оформить для него наследство. Но махровый бюрократизм стал на пути.

Дело, как кажется на первый взгляд, яйца выеденного не стоит. Сын, пока учился в университете, был прописан в общежитии. Закончив учебу, вернулся в деревню и желает быть снова узаконенным в родном гнезде. А ему не разрешают, потому что на это якобы нужно иметь согласие отца. Отец же 12 лет назад бросил семью и укатил в Сибирь.

Что делает гражданка Г., чтобы решить проблему? Она идет к юристу. Тот ей наказывает взять справку в сельсовете о том, что муж в деревне действительно не проживает. И отправляет женщину в суд для признания главы семейства «безвестно отсутствующим». В сельсовете говорят: такие справки — не наша компетенция. Но гражданку Г. это не устраивает. Она пишет жалобу в газету. Рассказывает ситуацию, как она была пересказана выше, и завершает первую часть письма словами: «Подавать в розыск у меня нет денег, я пенсионерка, одна живу с детьми!»

Вторая часть письма посвящена ситуации вокруг получения копии свидетельства о рождении отца. Копию выслали из Новосибирска и предложили явиться за ней в районный загс. Сын явился, а ему говорят: не дадим документ без родителей отца. Парень руками развел: «Так умерли папины родители–то, дом 1922 года постройки в наследство оставили, а сам отец — неизвестно где! Я потому копию свидетельства из Новосибирска и выписал, чтоб наследство получить!» «Ничего не знаем», — по утверждению гражданки Г., сказали наследнику в загсе. Поехала мать в управление юстиции. Там объяснили, что есть инструкция: получить документ может только само лицо, его родители или дети с доверенностью! Гражданка Г. беспокоится вот почему: если наследство сын будет получать как чужой человек (раз родство не доказано, так оно и будет), то госпошлина в размере 134 тысяч рублей предписана. Эту сумму семья за обыкновенный домишко выдавать не хочет. Тем более что и иные траты предвидятся. Посчитали — оказалось, за все надо выложить около 2 миллионов рублей. «Вот подскажите, что можно сделать без лишних трат и нервов?» — просит наша читательница. И завершает письмо словами о бюрократизме, что подрывает веру (а мы, мол, против этого как раз сейчас усиленно боремся). Короче, вот вам факты в руки, берите бюрократов тепленькими и — к ответу.

Звоню в сельсовет. Оказывается, председатель выдал–таки справку гражданке Г. и еще к ней два акта добавил о том, что комиссия была собрана, соседей опрашивали, и в результате установлено: съехал супруг (по факсу мне эти бумаги тут же выслали). Далее с удивлением узнаю, что гражданка Г. с этими документами даже хотела идти к судье. Там ей вроде сказали: «Сельсовет неправомочен такие справки сочинять!»

— А почему не посоветовали, где такую справку выправить, чтобы все правомерно было и без лишних хлопот? — спрашиваю у председателя.

— Как не сказали? В районный отдел внутренних дел направили.

— Но она туда не пошла?

— Вот этого не знаем.

Звоню в райотдел.

— Отчего, — интересуюсь, — вы такой–то гражданке не окажете помощь в прописке собственного сына?

— А нас никто об этом не просил, — удивились на том конце провода. — Вообще–то к близкому родственнику прописаться несложно. И по отсутствующему отцу мы бы ориентировку отправили, нашли бы его самого, если надо. Может, там что–то не так, как рассказывают? Что за гражданка–то: фамилия, имя, отчество?

Я координаты назвала, через 15 минут перезвонила, спрашиваю: «Ну что?» Тут мне немного о гражданке Г. и порассказали. Я оглашать не стану, только скажу, что некоторые нюансы меня весьма удивили. И еще мне сказали, что, возможно, из–за них загвоздка и возникла, словом, надо конкретно смотреть. Я положила трубку и собралась набрать следующий номер (что там, думаю, с доверенностью — тоже нюансы возникнут?), но глянула на часы — время позднее, загс уже, наверное, пуст.

Жаль, телефона у гражданки Г. нет (я, во всяком случае, не нашла). А то бы позвонила и ей самой — надо же нестыковки прояснить, история как–то подозрительно запуталась...

Эх, любим мы в соответствии с духом времени без страха и упрека клеймить махровое засилье лиц, отнимающих у сограждан драгоценное время. Вот хотя бы возьмем нашу историю: столько людей справки составляло, юристы пикировками занимались, перезванивались, переругивались, да и я целый день провела в разговорах, факсы принимала, сопоставляла, консультировалась. И что в результате? Нюансы! Вы уж, прежде чем «круги нарезать» и пытаться при этом свое время беречь, подумайте и о чужом времени. В общем, мой вам совет: ходите, господа, сразу куда надо, даже если есть нюансы... А в этом конкретном случае — мне обещали — разберутся: не везде же процветает бюрократизм.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter