Подзорная труба, десяток биноклей и планшетов: в экспедиции в леса по наблюдению за фауной и флорой юные экологи отправляются во всеоружии
Облака по списку
Каждый день десятиклассник Евгений Крот на школьном дворе фотографирует облака. Не романтики ради, это тема его очередной исследовательской работы – составление атласа облаков. Подобного сборника республиканского уровня до сих пор не существует. Парень – стипендиат специального фонда Президента по поддержке одаренных учащихся и студентов. Евгений увлеченно рассказывает о научном исследовании:– Я изучал содержание нитратов и нитритов в водоисточниках общего пользования, для этого взял пробы из четырех сотен колодцев. В нашей школе технические возможности для проведения исследований уникальные: есть школьная метеостанция (единственная в области), газоанализаторы, микроскопы с высоким разрешением и подключением к компьютерам, комплекты оборудования для анализов воды и почвы.
Евгений Крот объездил весь Осиповичский район, изучая химический состав колодезной воды
Содержание нитратов в воде зашкаливало особенно в засушливые годы. Когда сельчане видели, что возле их колодца юные натуралисты во главе с учителем возятся с пробирками, то, конечно, подходили и интересовались, чем они занимаются. Евгений поясняет, что экологический ликбез жителей района – одна из задач учеников осиповичской школы:
– Мы рассказывали, что пить воду с превышением нитратов и нитритов опасно для здоровья. И ее нужно не только очищать, но и стараться не загрязнять: не использовать на грядках минеральные удобрения, оборудовать слив для воды после стирки, ведь бытовая химия тоже токсична. Мы обходили подворья, публиковали результаты наших исследований в районной прессе.
Лесоводы и почвоведы из 10 «А»
Одноклассница Евгения Мария Серебрякова накануне взяла золото международного юниорского лесного конкурса. В финале участвовали 25 конкурсантов из стран Европы, Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Маша тоже занимается распространением среди местного населения своих экоидей:– Тема моей работы – «Микологический мониторинг лесных экосистем и апробация методик повышения урожайности грибных мест». Я выращивала вешенки. Благодаря сарафанному радио сначала соседи, а потом и во всей округе увлеклись грибоводством. Также я разработала авторскую методику по увеличению урожайности белых грибов в лесах: берете перезрелые и червивые грибы, режете на мелкие кусочки, настаиваете сутки в воде, а потом эту суспензию выливаете под деревья в лесу.
Мария Серебрякова победила в конкурсе с авторской методикой увеличения урожайности белых грибов
Десятиклассник Егор Сикорский свой проект представил на конкурс БРСМ «100 идей для Беларуси». Он исследовал содержание нитратов в почвах и предложил использовать в качестве удобрений компост. Экспериментировал Егор на бабушкиных грядках, сравнивал урожай перцев и томатов, выращенных на органике и на химии:
– Хочу поступить в сельхозакадемию и продолжить заниматься почвоведением. У меня спрашивали, готов ли я, городской парень, пойти работать в сельское хозяйство. А почему нет, если это так увлекательно?
Егор Сикорский хотел бы продолжить изучать почвоведение в сельхозакадемии
Экопросвещение в массы!
Бессменный лидер экодвижения в школе – учитель химии и биологии Светлана Зайцева. Педагог – стипендиат специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, в копилке ее учеников уже 31 премия этого фонда. Светлана Владимировна уверена, что увлечь ребенка легко, ведь он по своей натуре исследователь:– Со своими проектами наша «зеленая» школа участвует в конкурсах, а благодаря грантам за победы мы и оснастили наши учебные лаборатории. Планшеты, бинокли, фотоаппараты берем в экспедиции. Ежедневно проводим мониторинг окружающей среды по 12 позициям.
Неуемной энергии Светланы Зайцевой можно только позавидовать. И кто поверит, что педагог-энтузиаст уже 20 (!) лет могла бы находиться на заслуженном отдыхе. Светлана Владимировна с гордостью рассказывает, кем стали ее ученики. Трижды стипендиат спецфонда Президента работает в районной инспекции по охране окружающей среды, четырежды стипендиат учит беречь природу детей с особенностями в развитии, еще одна выпускница участвовала в разработке лекарства для онкологических больных – список одаренных учеников у талантливого педагога впечатляющий. Проектов тоже немало. Школа № 3 – главная пилотная площадка по популяризации «зеленого обучения» среди школ области, участник международного проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг», инициатор присоединения своего города к движению «Соглашение мэров по климату и энергии». К слову, светильник у входа в школу электроэнергию не расходует: солнечную батарею учебному заведению подарили за победу в конкурсе, как и энергосберегающие светильники во всех кабинетах.
…Недавно Евгений Крот вернулся с республиканского форума юных экологов, вместе с ровесниками обсуждал проблему глобального потепления. На вопрос, что может реально сделать школьник для решения экологической проблемы мирового масштаба, Евгений уверенно отвечает: «Я уже этим занимаюсь: благодаря нашей агиткампании десятки, а может, уже и сотни жителей района знают, как сохранить природу и позаботиться о своем здоровье».
e.kukshynskaya@gmail.com