О чем звонил колокол

В гродненском костеле восстанавливают сгоревший алтарь
В гродненском костеле восстанавливают сгоревший алтарь

В кафедральном Фарном костеле — одной из главных достопримечательностей Гродно — уже не слышно запаха дыма и гари. О пожаре, случившемся здесь полтора года назад, после ремонта ничто не напоминает. Все это время следствие искало причину возгорания старинного деревянного алтаря. Версия умышленного поджога не подтвердилась. Эксперты установили, что огонь вспыхнул из–за короткого замыкания в электропроводке. Такую информацию «СБ» предоставили в областном управлении МЧС.

Когда июльской ночью горел алтарь, многие гродненцы проснулись от непрерывного двухчасового звона костельных колоколов. Они автоматически включились компьютером, который от повреждения в электросети неожиданно завис... И хотя пожар быстро погасили, пламя успело сильно повредить правую часть алтаря. Сгорели три уникальные фигуры. Утрата невосполнимая, ведь это гродненское барокко. Оставалось одно — новодел. Но кто возьмется повторить работу, сделанную три века назад? Оказалось, это возможно. Настоятель храма ксендз Ян Кучинский показывает собранные деревянные подиумы с прорезной инкрустацией:

— Мы не знали даже, с чего начинать. Посоветовался со знакомым плотником из Гродно Мечиславом Алещиком, а он в ответ: «Я готов это сделать, не надо из–за границы никого приглашать». Но одному ему не справиться, требовался еще и резчик. Свои услуги предлагали человек 15, даже приходили с письмами–прошениями. Я выбрал Казимира Мисюру из Вороново. Перед тем как поговорить, он два часа простоял у алтаря, а потом попросил меня больше узнать о резчике из Кенигсберга Иоханнесе Шмидте, который вырезал сгоревшие фигуры. Казимир сказал: «Мне важно, о чем думал этот человек 300 лет назад, когда брался за такую работу». А потом отказался ставить свою подпись на фигурах: он, мол, только повторяет творчество другого мастера. Я убедился, что это тот человек, который здесь нужен.

По фотографиям и обмерам местные краснодеревщики с ювелирной точностью восстанавливают алтарь, используя массив дуба, граба, липы, сосны. Проектом по согласованию с Министерством культуры руководит известный польский специалист Павел Садлей. Когда этот опытнейший реставратор из Королевского дворца Варшавы приехал в Гродно, удивился: почему о наших мастерах не знают в мире?

Пока готовы два яруса высотой 8 метров. Предстоит подняться еще на 5 — 6. Самое трудное — три скульптурные композиции, за которые взялся Казимир Мисюра. Их установят через 2 — 3 года. Заменят не только сгоревшие фигуры, но и некоторые утраченные элементы левой части алтаря. А потом на свежее дерево наложат специальную краску цвета светло–голубого мрамора, как в оригинале.

Воссоздается алтарь на пожертвования прихожан. Деньги поступают не только из приходов Беларуси, но и Польши, Германии, Италии. Сколько всего понадобится средств — сказать трудно. Неизвестно, какие проблемы еще всплывут в процессе восстановления. Но ясно, что сумма будет немаленькая.

А еще деньги Фарному костелу нужны на установку автоматической пожарной сигнализации. «Такое требование теперь у нас ко всем храмам, — уточняет начальник Гродненского областного управления МЧС Анатолий Бабий. — Это гарантия того, что тушение пожара, если он возникнет, начнется незамедлительно».

20 — 25 миллионов рублей, в которые обойдется такая установка, — сумма ощутимая, особенно для небольших сельских церквушек, которых немало на Гродненщине. Но ценности, подобные алтарю в Фарном костеле, стоят дороже.

Любопытно

Особой достопримечательностью Фарного костела, построенного в конце XVII века, являются деревянные скульптуры 21–метрового алтаря. Они созданы по проекту прусского скульптора К.Пэукера и вырезаны в 1736 году кенигсбергским резчиком И.Шмидтом. Три уникальные фигуры (апостолов Фомы и Якова, «фундатора» алтаря Самуила Лозовы) сгорели в пожаре 13 июля 2006 года.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter