О чем стучите, каблучки?

Почему на внутреннем рынке правят бал иностранные торговые марки

Вчера, граждане, моя жена снова не поддержала отечественного производителя. И купила себе немецкие сапоги, сделанные в Китае.


Правда, ее оправдывает то, что сам процесс покупки долог и мучителен. Сначала были продолжительные предварительные рейды по просторам интернета, затем то же самое проделывалось уже онлайн, то есть пешком по различным торговым центрам, далее шло бурное обсуждение с подругами цвета и фасона. И хотя я категорически отказывался ехать дальше ЦУМа — ГУМа, видя там просто завалы вполне нормальной по мужским понятиям обуви, мне пришлось уступить настойчивым домогательствам. 

В итоге на закате дня мы очутились в каком-то бутике, где почти два часа шли примерка, верчение перед зеркалами, тщательное изучение ровности швов и высоты каблука, а также соответствия цвета сапог уже имеющимся нарядам. 

На следующий день покупка была торжественно показана подругам по работе. И тот высокий экспертный совет вдруг вынес приговор: цвет сапог немного не бордо, надо поменять! Пришлось мне ехать назад. Вечером. В дождь и слякоть. И пройти экзекуцию обмена, где снова сверялись ровность швов, высота каблуков, яркость цвета…  

Эх, а я ведь еще помню время, когда фраза «В ГУМе выбросили югославские сапоги!» буквально сметала с рабочих мест женское население предприятий и организаций, а также практически всю творческую интеллигенцию. Потому что продавали «по одной паре в одни руки». И на цвет, размер, ровность швов никто не смотрел — вырывали из рук продавщиц заветные коробки, даже не глядя внутрь!

А нынче покупатель пошел, как видим, капризный. И по деньгам прижимистый. Тем более что есть из чего выбирать. Так что свои свежие субъективные впечатления  и ностальгические воспоминания привожу с единственной целью: на конкретном примере показать, что не получается пока в стране внедрить в массы лозунг «Купляйце беларускае!». И по обуви, и по одежде, и по всей продукции легкой промышленности. Несмотря на принимаемые меры, например, новые требования по сертификации товаров, поставляемых индивидуальными предпринимателями. 

Не оправдался и расчет на существенный рост продаж в торговых сетях. Судя по статистике, объем реализованной отечественной продукции здесь тоже резко снизился.

Параллельно набирает ход масштабное продвижение на наш внутренний рынок иностранных торговых марок. В интернет-торговле они тоже правят бал: здесь еще ярче проявляются маркетинговый опыт, раскрученные бренды, богатство финансов. И все это ежечасно «капает» на мозги белорусов и особенно (см. начало) белорусок.

Итог всего этого, увы, предсказуем. Как пишут финансовые аналитики, «при сохранении этих трендов ряд белорусских производителей будут вынуждены через несколько лет остановить хозяйственную деятельность, что негативно скажется на экономике страны и процессе исполнения бюджета». Такие вот, граждане, гримасы изобилия. 

Что делать в такой ситуации? Над этим вопросом сейчас напряженно думают в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, где продолжают искать новые инструменты поддержки производителей, а также в бизнес-сообществе. Есть и конкретные предложения. Например, от БСПН имени М.Кунявского, где недавно прошел семинар-совещание с говорящим названием «Повышение конкурентоспособности белорусских товаров на отечественном рынке». Например: предоставить возможность предприятиям проводить выплаты НДС по факту оплаты, но не позднее 60 дней со дня отгрузки; отсрочить таможенные платежи на ввозимые для нужд собственного производства материалы и комплектующие до 90 дней и т. д.

От самих же производителей тоже есть встречные предложения, вплоть до радикальных: торговля должна не брать у них товары на реализацию и рассчитываться за них по факту продажи, а покупать! При таком варианте производители получают крайне необходимые оборотные средства, а торговля взамен будет диктовать поставщикам свою волю, то есть пускать на свои полки только самую популярную у покупателей обувь и одежду.

Варианты, словом, пока есть. Как и надежда на то, что каблучки наших женщин будут чаще отстукивать на улицах именно белорусскую мелодию…

stasev@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...