О чем стоит подумать Польше

В начале января замминистра иностранных дел Польши Анна Фотыга, выступая в сенате, заявила, что МИД Польши «считает необходимым начать вещание на Беларусь независимой радиостанции в течение ближайших двух месяцев».

В начале января замминистра иностранных дел Польши Анна Фотыга, выступая в сенате, заявила, что МИД Польши «считает необходимым начать вещание на Беларусь независимой радиостанции в течение ближайших двух месяцев».

Польские власти чрезмерно озаботились внутрибелорусской ситуацией еще весной 2005 года, когда с подачи Вашингтона Варшава отказалась от так называемой «политики двух дорог» (когда одновременно велся диалог с властями и оппозицией). Формальным поводом для отказа стала ситуация вокруг Союза поляков на Беларуси (СПБ). В ответ на непризнание белорусскими властями результатов нелегитимного съезда СПБ началась массированная атака на республику. Польские государственные и негосударственные организации, политики, дипломаты, СМИ обвинили Беларусь в «нарушении прав и свобод этнических меньшинств». С подобными заявлениями выступили все высшие должностные лица Польши.

На саммите так называемого Веймарского треугольника (Германия, Польша, Франция) президент Польши высказал мнение, что «ЕС использует свой авторитет, чтобы взять под контроль события, которые угрожают польскому этническому меньшинству в Беларуси». Министр иностранных дел направил руководителям Евросоюза письмо с просьбой выработать позицию ЕС в отношении «последних событий в Беларуси». Ответ не заставил себя ждать: Европейский союз и Госдепартамент США выступили в поддержку польских претензий.

В начале августа по всей Польше торжественно отметили 85-летие так называемого «Чуда на Висле». Тогда благодаря разработанному французским генералом Вейганом плану польские войска разгромили отряды Красной армии и, перейдя в наступление, оккупировали Западную Украину и Западную Белоруссию. Тем не менее в современной Польше празднование этой победы еще один повод для нагнетания истерии и проклятий в адрес «восточных агрессоров». В том же месяце премьер-министр Польши принял решение о выделении 950 тысяч польских злотых (примерно 300 тыс. долларов) для «поддержки польских неправительственных организаций, занимающихся созданием независимой радиостанции, вещающей на белорусском языке». Сразу после этого, осенью 2005 года, было образовано так называемое общество «Европейское радио для Белоруссии», в которое «входят польские, чешские и литовские неправительственные организации, а также белорусская сторона».

Щедро субсидируя пропаганду, направленную на очернение и вмешательство во внутренние дела соседей, власти Польши одновременно попытались «развести на бабки» заокеанских хозяев, потребовав у США дополнительных денег в награду за поддержку «оранжевой революции». Российский президент В.Путин выразил крайнее удивление словами тогдашнего президента Польши Квасьневского, заявившего, что «для США лучше Россия без Украины, чем Россия с Украиной». «Мы в добрых личных отношениях с Александром. Мы в России знаем его еще по совместной комсомольской работе. Такое впечатление, что это заявление было сделано не действующим президентом, а человеком, который устраивается на работу в связи с истечением срока его полномочий. Я не думаю, что это заявление президента. Это некорректно. Некорректно для нашего крупного, уважаемого соседа выступать с критикой действий другой страны… Но и самой Польше есть чем заниматься — там 20% безработных. Если в 1999 году внешний долг Польши составлял 47 с небольшим миллиардов долларов — им скостили по политическим причинам, то сегодня — 92 миллиарда евро, это свыше 100 миллиардов долларов. О доме надо думать, как говорится в таких случаях», — сказал В.Путин. И подумать есть о чем. Однако польские власти, похоже, думают не о своем доме, а о том, как в очередной раз по-революционному «облагодетельствовать» соседей.

А зря. Ведь даже те средства, которые тратятся на «психвойну» и всякие радиоголоса (не говоря уже об экономической помощи США), являются жизненно необходимыми самим полякам, так как их страна находится на краю экономической пропасти. И это невзирая на то, что за помощь в развале СЭВ Запад списал Варшаве (в отличие от Москвы) в 1992 году половину долгов (15 млрд. долларов). Из Польши хотели сделать наглядный пример для России, Украины и Беларуси. Увы, пример оказался явно неудачным… Действительно, в 1994—1997 гг. Польша являлась одним из лидеров по темпам экономического роста в регионе, ежегодный темп роста ВВП составлял около 6%. Однако затем экономика Польши постепенно вошла в системный кризис. Начался резкий рост безработицы и внешнего долга. В 2004 году безработица выросла до 20% по сравнению с 15% в 2000 году. Такая ситуация привела к росту социальной напряженности и социальным потрясениям, а также негативно влияет на налоговые поступления в госбюджет.

За годы либеральных реформ внешний долг Польши увеличился в 7 (семь) раз и составляет сегодня более 100 млрд. долларов. Дефицит текущего платежного баланса по-прежнему высок. Многие видные польские экономисты предупреждали, что стратегия реформ, основанная на выполнении рекомендаций МВФ, ведет к «латиноамериканизации» страны, сползанию к периферии мировой экономики, резкому нарастанию социальных диспропорций. Импорт возрос с 1990 года в 5 раз (покрывает треть внутреннего потребления), а экспорт — только в 2 раза. Если раньше торговля, в основном «челночная», с восточными соседями давала 5—7 млрд. долларов для частичной компенсации дефицита торговли с Западом, то затем польские власти, руководствуясь русофобией в качестве государственной политики, пошли на сворачивание связей с Востоком. В то же время Запад взял под контроль более 70% польского банковского капитала. За 4 года число безработных возросло на миллион, рентабельность предприятий приблизилась к нулю.

Несколько слов о получателях пресловутой 400-долларовой зарплаты. Речь идет, во-первых, о тех немногих избранных счастливцах, которые имеют работу, в том числе временную и сезонную. В первую очередь это жители Варшавы. В других столицах (например, в Москве или Киеве) ситуация аналогичная. Именно там во всякого рода фирмах (типа «рога и копыта») обычно имеется относительно высоко оплачиваемая работа. Кое-что перепадает и другим крупным городам, в то время как в провинции местами вернулись к средневековью. Во-вторых, речь идет о законной, официальной работе. Не удивляйтесь, если услышите в Польше про работников, которые соглашаются трудиться за четверть этой суммы и даже меньше, то есть значительно ниже разрешенной по закону минимальной оплаты, и еще рады, что имеют хоть такие деньги. Разумеется, ни в какую статистику они не попадают.

По официальным данным, в результате вестернизации страны и разгула преступности в 90-х годах 20%, т.е. каждый пятый поляк, были обворованы, 13% стали жертвами мошенников, 8% — краж и взломов, 12% — грабежа, избиений, нанесения телесных повреждений. Польша переживает кризис доверия к власти. Согласно опросам общественного мнения, 82% поляков считают, что политиков не интересует судьба простых людей, 80% — что политики заботятся о собственных интересах, а не о благе государства, 76% — что политики нечестны и т. д.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter