О чем шумят витии

О формировании единого Таможенного союза

От общего к частному... Написал эту фразу, выделил и потянулся к клавише Delete. Можно нешуточно получить по рукам от редактора за штамп. Но ведь заезженной словесной формуле и в справедливости не откажешь. Вот тему Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана массовое осмысление к частному свело давно. "Что будет с 1 января?" - задается вопросом чуть ли не каждый посетитель авторынка. Продавцы подзуживают: пошлины поднимутся, покупай сейчас. И ладно бы только одиночки перегонщики. Ведь и представители солидных автодилеров с газетных полос в один голос говорят о том же. То ли от волнения, то ли на правах рекламы. Судить не берусь. Но в итоге серьезный вопрос из высоких политико-экономических сфер для одних стал дилеммой личного выбора, для других - промо-инструментом.


Некоторую ясность в вопрос на днях внес первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Владимир Гошин. Для физических лиц с нового года, скорее всего, ничего не изменится. По его словам, порядок ввоза ими товаров на территорию Таможенного союза будет определен не раньше 1 мая будущего года. К этой дате планируется подготовить соглашение о единых нормах и порядке ввоза товаров физлицами. Получается, что в приватном порядке ездить за машинами за рубеж даже после Нового года некоторое время можно будет по ныне действующим правилам. А вот как будет дальше - вопрос, понятно, не таможни. Она здесь лишь исполнитель. А уровень решения гораздо выше.


Признаюсь, глядя на свой автомобиль 15 лет от роду, тоже ощущаю некоторое волнение от возможных перемен. Но, вникая в тему глубже, понимаю, что поле для размышлений здесь гораздо масштабнее собственного гаража. Взять, например, недавнее предположение директора департамента регулирования внешнеэкономической деятельности российского минэкономразвития Алексея Лихачева. По его словам, при формировании единого Таможенного союза Россия планирует получать более 90 процентов импортных платежей.


Здесь, пожалуй, надо кое-что пояснить. Суть ТС в том, что внутри него нет таможенного контроля. Поступающий товар оформляется на внешних границах. И не важно, с какой стороны его везут: российской, белорусской или казахстанской. А потом пошлины пропорционально делятся между бюджетами трех стран. И вот этот вопрос пропорциональности, по словам А.Лихачева, сегодня дискутируется особенно остро. И, представляется мне, есть от чего. Ведь, говоря о доле, А.Лихачев упомянул еще и о том, что на первом этапе за российской стороной еще и должно остаться право администрирования экспортных пошлин.


Соглашусь с тем, что на пути к классическому построению Таможенного союза может пройти определенное время. Изначально ведь было договорено о чем? Ставки таможенных тарифов будут устанавливаться централизованно наднациональным органом, и национальные правительства не смогут менять их самостоятельно. Об этом недавно напомнил заместитель директора департамента внешнеэкономической деятельности МИДа Беларуси Антон Кудасов. И заочная публичная дискуссия о том, кто и на каком этапе будет администрировать пошлины, о долях распределения поступлений в бюджеты на этом фоне, пожалуй, не совсем уместна. Думается, что точки здесь должны расставляться уже после переговорного процесса. Потому что в его течении получаются только запятые.


В ремарке российского чиновника лично я почувствовал отголосок уже подзабытых споров о том, где должен находиться эмиссионный центр в случае введения единой валюты Беларуси и России. И если их будет два, то в каких пропорциях они смогут печатать деньги. Кто-то из экспертов сравнил экономики двух стран по уровню ВВП. И решил, что по этому показателю Беларусь может претендовать на 3 процента общей эмиссии. Не исключаю, что такое механическое сопоставление где-то имеет право на жизнь. Но применимо ли оно в вопросах доходов государств от импорта? Ведь хочется того или нет, но именно в Беларуси ворота внешней торговли будущего Таможенного союза с Западом. А через Казахстан лежат пути на азиатские рынки и обратно. Ведь далеко не всегда оптимальный маршрут товарных потоков прокладывается через Находку, Владивосток, Хабаровск и Благовещенск. И даже при всей огромной протяженности границ Российской Федерации не факт, что расклад поступления товаров на территорию ТС будет подчинен пропорции 90 процентов - в пользу России и 10 - Беларуси и Казахстана.


В общем, надо считать и очень вдумчиво. Учитывая все нюансы. И меньше шуметь. Деньги - они тишину любят...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter