Генетический паспорт скоро станет таким же привычным, как общегражданский

О чем расскажет ген

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ банк данных населения Беларуси и России может быть создан по результатам выполнения союзной программы «ДНК — идентификация», сообщил на днях Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Дело новое и чрезвычайно перспективное. Как оказалось, жители различных регионов и национальностей имеют не только внешние отличия. Они по‑разному переносят воздействие тех или иных лекарственных средств, есть различия в предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Как воспользоваться этой информацией? За ответом корреспондент «СОЮЗа» отправился в Институт генетики и цитологии НАН Беларуси, который является одним из главных соисполнителей белорусской части союзной программы «ДНК‑идентификация».
Чтобы поставить диагноз с помощью ДНК, требуется от нескольких часов до пары недель.
виталий пивоварчик

В институте каждый желающий может получить индивидуальный генетический паспорт (на основе подобной информации и будет создаваться генетический банк данных населения Союзного государства). В лаборатории генетики человека специалист ватной палочкой берет образец буккального эпителия (проще говоря, слизистой оболочки) с внутренней стороны щеки. А дальше начинается самое настоящее научное таинство с использованием сложнейшей лабораторной техники.

— Все зависит от того, что человек хочет узнать о себе, — поясняет заведующая лабораторией доктор биологических наук профессор Ирма Моссэ. — Так, чтобы оценить перспективы развития заболеваний сердечно‑сосудистой системы, нужно изучить 21 ген. Возникновение многофакторных заболеваний зависит и от генов, и от образа жизни. Если информация в генетическом паспорте свидетельствует о высоком риске заболевания, то для человека это веский стимул изменить образ жизни к лучшему — соблюдать диету, бросить курить и злоупотреблять спиртным, сбросить лишний вес, больше двигаться, регулярно проходить медосмотр. И он может предупредить развитие заболевания.

...А вот приходит сотрудник с моим генетическим паспортом. Там записано, какие гены проверены, за какие функции они отвечают. Тут гены и артериального давления, и тромбообразования, и углеводно‑жирового обмена... Против каждой позиции пометка, какой вариант выявлен — положительный или отрицательный. В зависимости от результатов оценивается уровень риска и выдается рекомендация.  

Многое из того, что делается в лаборатории, основано на мировых достижениях. Но вот найти генетические причины невынашивания беременности, которые обычные врачи‑гинекологи обнаружить не в силах, белорусские ученые смогли первыми. А ведь проблема острейшая! Патологией потери беременности страдают до 25 процентов женщин.

— Это уникальная технология, — продолжает Ирма Борисовна. — К нам с этой проблемой обращаются не только тысячи белорусок, но и приезжают также женщины из 22 стран, одна пара с острова Маврикий добиралась две недели. Если мы выявляем высокий генетический риск невынашивания беременности, то врачи назначают соответствующее лечение, и женщина, как правило, становится матерью. У нас сотни благодарственных писем, читать которые без слез невозможно.

То же можно сказать по диагностике генетической предрасположенности к сердечно‑сосудистым заболеваниям, диабету, остеопорозу и другим заболеваниям — используем наши технологии. Сейчас по программе «ДНК‑идентификация» разрабатываем генетические технологии, необходимые для криминалистики. Инициаторами этой программы и ее научными руководителями являются академик НАН Беларуси Александр Кильчевский и академик РАН Николай Янковский. Глаза голубые или карие, волосы прямые или вьющиеся, тело худощавое или полное — за каждый из этих признаков отвечают свои гены. Таким образом можно составить типовой генетический портрет человека, определив его гены в капле слюны, крови, жира или пота. Эти технологии сегодня остро востребованы.  

— Генетические методы идентификации личности динамично развиваются, — раскрывает перспективы Ирма Моссэ, — все больше признаков можно устанавливать, анализируя ДНК человека. Не только внешность, но и возраст, принадлежность к той или иной национальной или территориальной группе, психоэмоциональный статус (флегматик он либо холерик, склонен ли к агрессии) и в каком психологическом состоянии был на момент совершения преступления, т. е. было оно запланировано или совершено в состоянии аффекта. Довольно полный портрет получается. В ближайшем будущем он пополнится сведениями, курил ли человек, был ли алкоголиком, наркоманом, чем болел, каков уровень его образованности. Для этого уже сложившийся опытный коллектив белорусских и российских ученых продумывает программу «ДНК‑идентификация‑2». В ней предполагается также разработка ДНК‑технологий, раскрывающих такие экономические преступления, как незаконная вырубка леса, браконьерство и другие.

Сейчас в Институте генетики и цитологии НАН готовятся для применения в криминалистике соответствующие наборы реагентов — эта работа завершится в 2021 году. А выпускаться они будут в Беларуси.

ЦИФРА «СОЮЗА»

За счет средств бюджета Союзного государства в настоящее время выполняется 11 белорусско‑российских научно‑технических программ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter