Вечный огонь в Березу привезли из Брестской крепости на мотоцикле

О чем помнит Береза

Продолжаем цикл публикаций о символах нашей памяти — Вечных огнях, которые зажжены в Беларуси

Радостная новость пришла в Березу на исходе дня 16 июля 1944 года. «Наши войска продолжали наступление и овладели районным центром Брестской области Береза-Картузская», сообщали сводки Совинформбюро. А 17 июля завершилось освобождение района. И сразу началась работа не только по восстановлению народного хозяйства, но и увековечению подвигов воинов, партизан и подпольщиков. Приводились в порядок захоронения, устанавливались памятники. В 1967‑м в Березе был зажжен Вечный огонь.

Имя ему — Комсомольский

Жарким летним днем здесь в тени высоких лип и акаций прохладно. Цветущий аромат усаживает на скамейку — отдохнуть, подумать. Не только о прошлом — о себе сегодняшнем, стране. Мы в самом сердце Березы — в Комсомольском сквере…

— Комсомольским его назвали в 1949 году, потому что именно комсомольцы шефствовали над захоронениями и помогали увековечивать память погибших, — поясняет старший научный сотрудник Березовского историко-краеведческого музея Галина Кравчук. — В перестройку были предложения переименовать в Молодежный, но название не прижилось.

Зеленый островок расположен на месте торговых рядов, шумевших здесь еще до войны. А в годы Великой Отечественной целый квартал, в том числе и рынок, гитлеровцы заняли под гетто.

Галина Кравчук. 

Для воинского захоронения, а затем создания сквера, установки памятника и Вечного огня это политое слезами и кровью место выбрали по предложению партизан, воевавших в 345‑м отдельном партизанском отряде под командованием Семена Адамовича Яроцкого. Горожане поддержали.

Народный памятник

После войны в Березовском районе насчитывалось более 30 мест захоронений советских воинов и партизан. Если это были холмики в лесах или полях, останки эксгумировались и привозились в большие деревни в братские могилы или же в Березу — на бывшую Рыночную площадь. Первые захоронения погибших появились здесь в 1944‑м, продолжает рассказ Галина Кравчук:


— Как вспоминала бывший инструктор РК ЛКСМБ, а затем завотделом пионерской и школьной работы Ольга Никифоровна Пискунова, уже в 1947 году песчаные холмики захоронений, одиночные и групповые, образовали до десяти рядов. На каждой могиле были изготовлены и поставлены скромные деревянные обелиски.

Бывший редактор районной газеты «Маяк», член редколлегии первого издания книги «Память. Березовский район», почетный гражданин Березовского района Евгений Васильевич Селеня вспоминает, что районная газета, тогда она называлась «Пламя», напечатала объявление о приеме пожертвований от населения на строительство памятника.

Галина Кравчук рассказывает:
— Собирали деньги всем миром. Шла бабушка из церкви, остались у нее после покупки свечей пять копеек — жертвовала. И осенью 1948 года памятник был уже готов. Шестерых работников райпромкомбината направили в Украинскую ССР, чтобы доставить железобетонный монумент, состоящий из четырех частей.
Скульптура советского воина с автоматом в правой руке и солдатской каской в левой была установлена 1 мая 1949‑го на месте, где сейчас центральный вход в Комсомольский сквер. В 1966 году памятник перенесли — на этом месте он до сих пор. В 1987‑м монумент покрыли листовой медью, заново установили 20 плит с именами из накладных металлических букв, в 1988 году установили еще две плиты, в 2017‑м — еще две, на которых выбито 32 установленных имени бойцов, ранее считавшихся неизвестными.

Гореть и не угасать

На плите рядом с фамилией — воинское звание, год гибели. Герой Советского Союза Михаил Куприянович Чупилко, подполковник Михаил Федотович Ремезов, лейтенант Александр Иванович Киселев, рядовой Гасам Мирзабабович Керимов, старший лейтенант Иван Семенович Высоцкий... Белорусы, русские, украинцы…


В могиле покоятся 407 воинов, погибших в Великой Отечественной на березовской земле. Это солдаты, освобождавшие город в составе 48‑й гвардейской стрелковой дивизии 28‑й армии 1‑го Белорусского фронта, красноармейцы, погибшие в первые дни войны, партизаны, гражданские. Многие так и остаются неизвестными...

На одной из плит надпись «А. В. Тарасевич». Звания нет. Галина Кравчук объяснила:

— Саша — подросток с хутора около деревни Плеховщина. В год начала войны он должен был пойти в пятый класс, но стал связным у партизан и был застрелен в июле 1944‑го, когда подносил воду раненому бойцу…

Вечный огонь здесь зажгли в день 50‑летия Октябрьской революции при участии фронтовиков и молодежи.
Факел с огнем доставил из Брестской крепости на мотоцикле первый секретарь Березовского райкома ЛКСМБ Павел Коломийцев. А зажег Вечный огонь в Березе первый секретарь Березовского райкома партии Петр Лебедев.
Огонь Вечной Славы зажигает первый секретарь РК КПБ П. Л. Лебедев.

 Первоначально Вечный огонь находился в постаменте с тумбой, современный вид — в пятиконечной звезде — приобрел в начале 1970‑х.

В ТЕМУ

В Березовском районе постоянно горит пламя двух Вечных огней — в Березе и Белоозерске. Еще четыре — в агрогородках Малеч, Подкраичи, Здитово и Шилин — зажигаются по случаю праздников. 

Учащиеся Белоозерского профтехучилища  с ветераном войны С. Н. Бельским.

kozlovich@sb.by

Фото Павла БОГУША и из архива Березовского историко-краеведческого музея, газеты «Маяк».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter