О чем писала «Советская Белоруссия»

Царица полей
Царица полей

Ровно 50 лет тому назад открылась первая сессия Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики четвертого созыва. Весь номер был посвящен этому важному событию. И были опубликованы пространные и достаточно скучные доклады первых лиц республики, в которых приводились цифры, свидетельствующие о высоких темпах экономического роста нашей страны.

Но! Отдельными направлениями в докладах выделялись мелиорация плодородных земель и кукуруза. «В 1954 году увеличилась посевная площадь сельскохозяйственных культур, особенно гречихи, льна–долгунца, конопли, картофеля, сахарной свеклы и кукурузы».

Так зарождался культ кукурузы.

Хрущев не побоялся признать, что многие советские технологии ведения хозяйства уступают западным и своим же дореволюционным. Еще совсем недавно любого, кто осмелился бы хвалить капиталистов, даже по делу, сразу записали бы во «враги народа» со всеми вытекающими последствиями. Никита Сергеевич приподнял «железный занавес»: приглашал иностранных специалистов и сам много ездил по миру, изучая передовой опыт, прежде всего в сельском хозяйстве. Страсть к кукурузе он привез из Америки, где подружился с фермером Гарстом (именно у него и позаимствовал выражение «царица полей»).

Хрущеву хотелось доказать всему миру (да и лично Гарсту, с которым встречался много раз, обмениваясь новейшими сортами зерна) превосходство колхозов над капиталистическим фермерским земледелием. Кукуруза была объявлена «политической культурой», ведь нет ничего лучше для откорма скота и, соответственно, для увеличения привесов мяса и надоев молока. Однако она требует большого количества удобрений и специальной техники, а их у большинства хозяйств было мало. Поля чаще всего зарастали сорняками, урожаи получались низкие. В Беларуси кукуруза не могла давать стабильных урожаев также из–за недостатка тепла. Она и ныне дает у нас урожаи в 180 центнеров зеленой массы с гектара, тогда как Хрущев мечтал о 500 и даже 1.000 центнеров.

В поездках по колхозам он лично рекомендовал сельчанам, когда и где ее сеять, сколько и как собирать. Любовь к чудо–растению не хотела мириться с природными отличиями регионов огромной державы. Хрущев больше верил в талант советских селекционеров и трудолюбие колхозников, чем в плодородие почв: мол, в одном и том же климатическом районе у рачительного хозяина кукуруза будет до неба, а у лентяя и овес с ячменем не вырастут.

На эту тему Никита Сергеевич однажды сочинил поэтическую строку: «Расти, расти, кукуруза, на всей территории Советского Союза!» Это магическое заклинание он произнес в одном из колхозов Херсонской области, лично поливая перед журналистами «царицу полей». А сколько профессиональных поэтов прославляли тогда силос и початки... Например, Якуб Колас, который выступал на этой сессии Верховного Совета, однажды написал: «...Дык гадуйся, кукурузка, ты для ўсiх жывёл закуска!»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter