О чем писала «СБ» 6 сентября

2001 г.

Первая линия метро появилась в Минске еще в 1984 году. Тогда поезда ходили на восьми станциях — от «Института культуры» до «Московской». Протяженность маршрута — 7,84 километра. Со временем подземка обрастала новыми станциями, запустили вторую линию. А в 2001‑м на ней появилась конечная точка — станция «Могилевская». На ее открытии присутствовал ­Президент. Глава государства поздравил строителей метро с очередной личной победой. О том, как прошла встреча, узнаем из отрывка публикации «Столичное ускорение»:


«Вчерашнее торжественное открытие станции метро «Могилевская» Александр ­Лукашенко назвал событием неординарным. Согласитесь, это не случайно: каждый новый километр подземки — это новый уровень скорости и комфорта в передвижении по городу для тысяч горожан и гостей столицы. Но значение новой станции метро не исчерпывается лишь решением важных и злободневных транспортных проблем почти двухмиллионной столицы. Это еще и перспектива для дальнейшего развития самого метрополитена, это востребованность двухтысячного коллектива метростроевцев, среди которых есть уникальные специалисты. Во время вчерашней церемонии открытия станции «Могилевская» Александр ­Лукашенко отметил, что «строительство метро дает работу 40 специализированным предприятиям и тысячам людей, а заказы для метрополитена выполняют почти 80 предприятий Беларуси».

1956 г.

Одно из самых известных предприятий современной Беларуси — Минский тракторный завод. Таким же он был и больше 60 лет назад. Флагман отечественного машиностроения начал работу в далеком 1946‑м, но к выпуску известных во всем мире тракторов шел поэтапно. Первая его продукция — пусковые двигатели. Затем появились тракторы на гусеничном ходу. К 1953 году их выпустили на пневматических шинах, что и определило дальнейшую специализацию предприятия. Конечно, продукция Минского тракторного завода всегда славилась отменным качеством, поэтому ее поставляли в десятки стран. География — широкая. Пример — в публикации «Советской Белоруссии» 1956 года. Цитируем отрывок из заметки «Тракторы «Беларусь» за рубежом»:

Трактор МТЗ-5МС.

«Все больший сбыт на международном рынке находят универсальные тракторы «Беларусь». Уже два года Минский тракторный завод часть своей продукции поставляет в зарубежные страны. Так, в текущем году отправлены партии тракторов в Китай, Болгарию, Монголию, Югославию, Индию, Иран, Грецию и Бирму. Успешно экспонировались нынче белорусские товары на международных выставках в Чехословакии, Италии и Афганистане».

1939 г.

У многих мальчишек в детстве была мечта стать летчиками, однако лишь единицы воплотили ее в реальность. А есть и те, кто на профессию летчика обращает внимание, будучи уже взрослым. И это ведь не всегда парни, девушек тоже манит небо. Летчик-инструктор Ольга Попова задумалась о том, чтобы выбрать для себя такую непростую специальность, в 18 лет. Девушка усердно училась, преодолела множество трудностей на пути к цели — и добилась своего. Позже ей доверили обучать летчиков. А еще в родном аэроклубе красавица встретила будущего мужа. О своей жизни супруги рассказали в материале «Семья крылатых»:

«18‑летняя Ольга Яковлевна работала в Рязани на обувной фабрике. Вместе со своими подругами она пошла на аэродром. Ее тогда впервые посадили на учебный самолет, подняли в воздух — покатать. «Хорошо, — подумала Ольга, — обязательно нужно мне научиться владеть этой машиной». В том же году она поступает на учебу в аэроклуб, которую оканчивает без отрыва от производства. Ее направили в Гомельский аэроклуб в качестве инструктора-летчика. За короткий срок Ольга Яковлевна подготовила несколько десятков летчиков. Там же она познакомилась с техником Константином Семеновичем. Дружная семья молодых коммунистов Поповых — Ольги и Константина — добилась немалых трудовых успехов. А еще у супругов подрастает трехлетний сын Стасик. «Я тозе буду лотциком», — уже сейчас говорит он».

1963 г.

Время неумолимо. Сменяются эпохи, однако прошлое не уходит бесследно. О былом мы узнаем через археологические находки. Чтобы сделать то или иное открытие, ученые проводят сложнейшие многодневные раскопки. Работая на пределе сил, они получают заслуженную награду — находят предметы старины, которые потом попадают в музеи. Это может быть одежда, посуда, орудия, украшения… Раритетов великое множество. В разное время на территории нашей страны их находили в районе Немиги, Полоцке и других местах. А вот что обнаружил житель Клецка более полувека назад. Подробнее об удивительной находке — в публикации «Земледельческому оружию — тысяча лет»:

«В болоте, под полутораметровым слоем торфа, недалеко от Клецка учитель Д. Черный обнаружил хорошо сохранившееся рало — одно из примитивных древнейших земледельческих орудий. Рало использовалось в эпоху зарождения пахотного земледелия в I тысячелетии нашей эры. Оно сделано из цельного куска дуба. Длина орудия — около 2 метров. Таким орудием в глубокой древности люди проводили узкую и неглубокую борозду. Рало найдено на территории Белоруссии впервые. Оно даст дополнительный материал для исследователей, изучающих вопросы истории земледелия».

1955 г.

Послевоенное время — одно из самых тяжелых в истории СССР. Большие сложности для страны оставались в сфере промышленности. Вернуться к прежним показателям и перевыполнить их — задача номер один для того периода. И многое получалось. Например, уже через десять лет после Великой Отечественной Министерство торговли подготовило ряд указов, согласно которым планировалось уделить повышенное внимание легкой промышленности. А именно — производить как можно больше новых моделей одежды. Работникам швейных предприятий поручили в больших объемах изготавливать пальто, костюмы, платья разных фасонов и цветов. Кроме того, увеличивалось количество ателье, в которых граждане могли сделать заказ на пошив любой интересующей их модели. Подробности об историческом факте — в материале «Готовое платье высокого качества»:

«Министерство торговли СССР расширяет продажу готового платья высокого качества. Среди швейных предприятий страны размещаются крупные заказы на изготовление по особым техническим условиям пальто, костюмов, платьев. Предусматривается увеличение выпуска прорезиненных пальто из высококачественных шелковых тканей, летних костюмов без подкладки, дамских жакетов и костюмов, спортивной и домашней одежды — мужской, дамской и детской. Также открывается 115 новых ателье. Действующие ателье и мастерские дополнительно оснащаются новейшим оборудованием».

1960 г.

Сходить в кино для горожанина — обыденность. А вот жители деревень и сел такую роскошь не могли себе позволить. Именно поэтому для них создали кинопередвижки. Устройства оказались особенно эффективны в малонаселенных районах, ведь там строительство стационарных кинотеатров считалось невыгодным. До широкого распространения телевидения просмотр кинофильмов в подобных передвижных кинотеатрах был одной из немногих форм массового досуга на селе. Они оставались актуальными до того времени, пока телевизоры не появились в каждом доме. «Киноустановки дневного света в селах» — звучит заголовок материала о важнейшем из искусств:

«Коллективы могилевской и бобруйской киномастерских наладили выпуск передвижных установок дневного кино. Они монтируются на грузовых автомобилях. Первые 12 установок уже получили кинофикаторы Могилевского, Горецкого, Климовичского, Быховского и других районов. Повсеместно они пользуются большим успехом у тружеников полей. Колхозники имеют возможность смотреть фильмы на полевых станах, молотильных токах и в других местах общественных работ».

nev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter