О чем писала «СБ» 4 июля 1944 года

Этот номер необычный. Во–первых, газета наша тогда называлась по–другому — «Совецкая Беларусь» (до начала июля 1944–го, пока издавалась на белорусском). Во–вторых, вышла она нетипичным для того времени маленьким форматом. Те, кто получил этот номер во вторник, 4 июля 44–го, не могли не обратить внимания на «шапку»: «Учора, 3 лiпеня, войскi 3–га Беларускага фронта пры садзейнiчаннi войск 1–га Беларускага фронта штурмам авалодалi сталiцай Совецкай Беларусi горадам МIНСК». К слову, газеты и листовки в то время были чуть ли не единственным средством массовой информации — проводное радио еще не успели восстановить.

Напомним: 3 июля в 22 часа в Москве прогремели 24 артиллерийских залпа из 324 орудий — от имени всего Советского Союза его столица салютовала в честь освобождения Белоруссии.

Из редакционной передовицы от 4 июля: «Учора над нашай любiмай сталiцай — Мiнскам зноў запалымнеў совецкi сцяг... Блiзка час, калi ўся беларуская зямля, уся совецкая зямля будзе ачышчана ад гiтлераўскiх акупантаў». Не прошло и трех недель, как 28 июля враг был выбит из Бреста, крепости–героя, — Беларусь в ее современных границах была избавлена от оккупантов. Навсегда.

4 июля в «СБ» было опубликовано не только официальное обращение партии, правительства и Верховного Совета БССР «Да беларускага народа». На освобождение Минска мгновенно отозвались поэты Анатоль Астрейко, Петрусь Бровка, прозаики Михась Лыньков и Пятро Глебка. Глебка напоминал минчанам о довоенном Минске, какой он был и во что его превратили «фашысцкiя сцярвятнiкi»: «На працы, у баю, у падполлi i партызанскiх атрадах, усюды, дзе б нi былi мiнчане, перад iмi ўставаў ва ўсёй красе Мiнск. Мы помнiлi яго шумную Совецкую i прыгожую вулiцу Карла Маркса, высокi Пляц Волi i шырокую плошчу Парыжскай Комуны, мы помнiлi кожны яго завулак i тупiк... Гiтлераўскiя зладзеi раскралi наша багацце i красу. Аднаго яны не маглi нi знiшчыць, нi зрабаваць — гордага духу нашага народа, яго нязломнай волi да барацьбы i перамогi над ненавiснымi захопнiкамi».

Первыми впечатлениями от увиденного в городе на следующий день после его освобождения делился академик Николай Никольский (в годы войны он сражался в подполье, партизанах, потом был переправлен на «большую землю»): «Вось Мiнск — ён спалены i разбураны ворагам. Совецкая вулiца ператворана ў праезд памiж суцэльнымi радамi пажарышчаў i руiн... Вось Чырвонае Ўрочышча — у 7 кiлометрах ад Мiнска. Туды, у «душагубках», прывозiлi тысячы яўрэяў з Мiнска i звальвалi мёртвыя целы ў загадзя падрыхтаваныя велiзарныя ямы».

В эти дни весь мир с ужасом узнает о трагедии Тростенца...

О тех, благодаря чьей отваге и подвигу Минск вернулся к мирной жизни, сказано в приказе Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина на первой странице газеты: никто не забыт — длинный список фамилий занял треть полосы.

Из Гомеля, где тогда печаталась «СБ» и еще находилось белорусское правительство, газета попала не только к жителям освобожденной половины республики, ее ловили с «небесной почты» в городах и деревнях западных окраин страны. В следующих номерах минская тема еще долго не будет сходить с первых полос: первый репортаж спецкоров ТАСС К.Пухова и И.Денисова по свежим следам об освобождении столицы появится уже 5 июля. А тема независимости родного края сохранит актуальность на газетных страницах до 1945 года и еще многие месяцы после Великой Победы и первой годовщины освобождения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter