О чем писала «СБ» 29 апреля


1941 г.

На первой полосе в материале «Минск реконструируется» рассказывается о том, какие изменения предстоит претерпеть столице Белоруссии в ближайшее время. Увы, планам не суждено было сбыться. Каким мог быть город, если бы не война? Читаем:

«Как сообщил нам городской архитектор Якушко, уже выделены земельные участки для строительства жилых зданий примерно на 1500 квартир. На углу Ленинградской и Михайловской будет построен пятиэтажный дом для работников искусств. По Московской улице встык к ряду существующих домов решено возвести жилой дом для железнодорожников на 30 квартир. /…/ По Советской улице (угол Советской и Долгобродской, а также угол Советской и Безбожного переулка) строятся дома по 150 квартир каждый. На одном из участков уже возводят второй этаж дома. Отведена площадь для нового 30-квартирного дома по Долгобродской улице. На Червенском тракте будет построен новый поселок из красивых двухэтажных коттеджей. Дома каменные».

Сегодня в это сложно поверить, но после войны рассматривался вопрос о том, чтобы столицу из Минска перенести в другое место. По официальным данным, было уничтожено около 80 процентов всего жилого фонда. Из более чем 800 зданий в центральных кварталах города сохранилось лишь одно из десяти. Но город, вопреки всему, восстал из руин и пепла.

1944 г.

На последней полосе «СБ» рассказывается о легендарном герое-партизане Василии Исааковиче Талаше, больше известном в народе как дед Талаш. На момент написания статьи ему уже 100 лет! Публикуем фрагмент:

«Дзед Талаш iдзе па вулiцах Гомеля, i яго пазнаюць дзецi, пазнаюць камсамольцы, пазнаюць дарослыя. Ды яго i няцяжка пазнаць. Ён у ваеннай шапцы са звяздой, у шынялi. На грудзях ордэн Айчыннай вайны, уручаны старому партызану нядаўна ў Крэмлi, ордэн Чырвонага Сцяга — узнагарода за заслугi ў Грамадзянскай вайне i медаль «Партызану Айчыннай вайны». /…/ Значная частка Палесся вызвалена ад нямецкiх захопнiкаў, i дзед-партызан звяртаецца з заклiкам да калгаснiкаў Палесся i другiх раёнаў Беларусi:


— Трэба так пасеяць хлеб, каб ваенны ўраджай 1944 года быў найвышэйшым i найбагацейщым. Высокiм ураджаем мы дапаможам Чырвонай армii бiць немцаў».

Остается добавить, что об этой легендарной личности в 2011 году киностудия «Беларусьфильм» выпустила 4-серийный фильм «Талаш». Главную роль исполнил Геннадий Гарбук.

2003 г.

В конце 1990-х — начале 2000-х рыбным бизнесом занимались в Беларуси все кому не лень. Селедку, скумбрию, горбушу «бизнесмены» солили-вялили не только в кустарных полусарайчиках, но и даже в квартирах в ванной. В общем, бардак.

Указ Президента Республики Беларусь № 164 «О государственном регулировании импорта, переработки, реализации океанической рыбы и морепродуктов и о внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 29.02.2000 года № 97» положил этому беспределу конец. Указ был опубликован в номере на второй полосе, а ниже комментарий журналиста «СБ». Цитируем фрагмент статьи «Распутанные сети»:

«Какую рыбу вы предпочитаете? Мне, например, нравится баловать семью палтусом. Но недавно я чуть не подавилась зажаренным куском «деликатесного» филе, купленного в рыбном киоске. Вкус блюда до боли напоминал тривиальную треску, которая дешевле минимум вдвое. Таких эпизодов — хоть пруд пруди. Но на днях появился документ, который призван изменить ситуацию. Александр Лукашенко подписал Указ «О государственном регулировании импорта, переработки, реализации океанической рыбы и морепродуктов и о внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 29.02.2000 года № 97». Как сообщили в пресс-службе Президента, теперь деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих на рыбном рынке, попадет под усиленный контроль. А население будет обеспечено качественной рыбой и морепродуктами по доступным ценам. Сегодня рыбным делом занято около 600 субъектов хозяйствования. Немало «теневых» поставок идет в обход государственной казны, теряющей миллиарды рублей. Но опаснее всего то, что не у каждого импортера есть холодильники или условия для переработки скоропортящегося продукта. Однажды довелось побывать в примитивном цехе под Минском, где «мастера» придавали скумбрии золотистый вид специальным раствором, игнорируя технологию и элементарную санитарию. Теперь появилась надежда, что кустарей на рынок не пустят, так же, как и тех, кто срывал куш откровенным надувательством покупателей».

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter