О чем писала «СБ» 23 июля

1975 г.


15 июля 1975 года было положено начало международному сотрудничеству в космосе: начался знаменитый совместный полет «Союза» и «Аполлона». 47 лет назад об этом событии (причем успешном) космического масштаба знал и стар и млад. На четвертой полосе «СБ» в материале «Спасибо тебе, «Союз» рассказывается о том, как советские космонавты А. Леонов и В. Кубасов вернулись на Землю:

«Он лежит на покрытой рыжим ковылем тургайской земле — корабль, отлично поработавший в течение шести суток на орбите. Еще три дня назад в нем трудились вместе с нашими ребятами американские космонавты. А сейчас, завершив космическую вахту в первом советско-американском эксперименте, этот труженик космоса, кажется, всего лишь отдыхает перед следующим стартом. Еще мигает световой маяк, еще пахнет горелым металлом от обшивки орбитального дома. А вот и его хозяева, которых мы шесть дней назад провожали на старт, показались в люке. Медики помогают им выбраться через люк, пытаются поддержать на первых шагах. «Спасибо, мы сами, все окей, — говорит командир корабля. — Хотя работы было много, но от Земли отвыкнуть не успели». По традиции журналисты вручают космонавтам кусок мела для того, чтобы они оставили автографы на корабле. Леонов выводит на обгоревшей обшивке слово «Спасибо!» /…/ Жители областного города Аркалык (недалеко от него приземлился корабль) преподнесли дорогим гостям хлеб-соль и национальные казахские халаты, космонавты надели их поверх своей рабочей одежды».

Полет «Союза» и «Аполлона» стал кульминацией и одновременно началом конца разрядки. Об этом историческом событии еще долго помнили. Особенно советские курильщики, ведь сигареты «Союз-Аполлон» из вирджинского табака, выпускаемые московской фабрикой «Ява», пользовались в СССР неимоверной популярностью. При том, что пачка стоила полтора рубля, а это (по тем меркам) было достаточно дорого.

2002 г.

Летом 2002‑го Беларусь накрыло аномальной жарой. На первой полосе «СБ» в материале «Вкус хлеба» рассказывается о трудовом подвиге аграриев, перед которыми ­Президент Беларуси поставил задачу организовать круглосуточную работу зерноуборочного комплекса и собрать весь урожай к 1 августа:


«Столь жесткое требование Главы государства продиктовано чрезвычайными погодными условиями, сложившимися в этом году. Засушливая весна сменилась еще более сухим и жарким летом. В итоге зерновые культуры, как озимые, так и яровые, созрели практически одновременно по всей стране на 15 — 20 дней раньше ожидавшегося срока. /…/ Вот почему ­Президент потребовал максимально ускорить уборку хлеба. Но, думается, была и еще одна веская причина, чтобы поставить эту проблему безотлагательно на представительном совещании в минувшее воскресенье. Это наша медлительность, а кое-где и расхлябанность. Ведь, как отметил Александр ­Лукашенко, несмотря на то что на сегодняшний день созданы идеальные условия для спасения урожая, механизм уборочной крутится в обычном, вальяжном режиме, что неизбежно приведет к большим потерям».

1938 г.

Когда-то в минском парке им. Горького можно было не только отдохнуть и развлечься, но и помыться! Причем не в Свислочи. Это можно понять из рекламного объявления, размещенного на четвертой полосе:

«Минским медико-санаторным правлением Красного Креста открыт в парке культуры и отдыха им. Горького (рядом с цирком) для всеобщего пользования ПАВИЛЬОН-ДУШ. Он работает с 10 часов утра и до 11 часов вечера ежедневно. В павильоне можно получить простыню, полотенце, мыло. Цены общедоступные».

Кстати, в том же 1938‑м в Минске на улице Фабричной появилась каменная баня, архитектурный облик которой, к слову, сохранился по сей день. Через год столица приросла баней на улице Московской.

1991 г.

1990‑е. Лихие, беспощадные, страшные… На развалинах Советского Союза за считаные годы организовались и приобрели серьезное влияние преступные группировки — ОПГ. Они безжалостно и беспощадно проникали во все сферы жизни, без промедления и жестко сметая все преграды… Закон им был не указ. Что происходило на дорогах Беларуси в 1991 году, можно понять из материала «Без единого выстрела»:


«18 июня на шоссе Минск — Червень было совершено разбойное нападение на водителя, перегонявшего новый МАЗ. Преступники, выстрелив в него из газового пистолета, избили и бросили в кювет. Машину угнали. Телетайпограмма о розыске ушла во все райотделы Белоруссии и соседних республик… 4 июля почти в том же месте новенький, блестящий светло-серой краской МАЗ-«Супер» (еще даже без номеров) остановил старшина милиции. Попросил подвезти.

— Рад бы помочь, — ответил водитель, — да посадить вас некуда, вся кабина завалена запчастями и инструментами…

Спрыгнул на асфальт размяться. Тут на него навалились трое, незаметно подошедшие сзади. Прыснули в лицо газом, связали… Мимо них по дороге в это время проезжал автозак конвойного отделения УВД Минобл­исполкома. Сотрудники посмотрели на «коллегу» в форме и поехали дальше. Несколько минут ехали молча, потом решили вернуться. Ситуация возле МАЗа была вроде бы тривиальная, но конвойников насторожили некоторые моменты: почему милиционер стоял в стороне, не помогая дружинникам задерживать водителя? И вообще, где их служебная машина? Когда автозак подъехал к МАЗу, возле него никого не было. Из лесопосадки вышел человек в гражданском. Увидев милиционеров, бросился за деревья. Тут уж старшие сержанты милиции В. П. Аброськин, М. В. Макаров, П. А. Василенко и В. В. Алексиевич поняли, что к чему. Вызвали по рации подмогу из УВД и Червенского райотдела. Нашли в лесу связанного водителя. /…/ Троих преступников, бросившихся к спрятанным за лесом двум «жигулям», удалось перехватить и скрутить. Но где же тот, в форме милиционера? Кто еще с ним? Через полтора часа старшины Виктор Ивашкевич, Валентин Зборовский и сержант Сергей Бересневич в поле возле деревни Ведрицы во ржи выловили еще двоих. «Коллега», правда, успел переодеться в гражданское. Но нашли и милицейскую форму. Следствие постарается выяснить, где преступники ее раздобыли».

Спустя годы, в декабре 2019‑го, ­Президент Беларуси А. Г. ­Лукашенко, выступая перед депутатами Палаты представителей, сравнил лихие 90‑е с «окровавленным обрубком СССР». И тогда же Глава государства отметил: «Не стану вам рассказывать, через какие пришлось пройти препятствия и как мы боролись с этими бандитами. Если бы я вам сказал, вы бы меня точно еще раз назвали диктатором. Но тогда нельзя было иначе. Нужно было спасти народ, нужно было спасти страну и навести порядок мгновенно. Мы его навели в течение одного месяца, разобравшись с бандформированиями».

1936 г.

Мало кто знает, что впервые в мире водитель был наказан за вождение в пьяном виде 10 сентября 1897 года. Тогда лондонский таксист Джордж Смит, предварительно выпив «две или три кружки пива», не справившись с управлением, врезался в дом. Отделался Джордж штрафом в 20 шиллингов.


Надо полагать, столичный шофер Ловчев, о котором пишет наша газета на четвертой полосе, «взбодрил» свой организм более серьезными напитками. Во всяком случае, это понятно из статьи:

«Ворота были закрыты. У автомашины стоял директор минской электростанции Яковлев и категорически требовал, чтобы шофер Ловчев выключил мотор. Ворота были заколочены. Но пьяному Ловчеву море по колено. Он переводит машину на полную скорость, с разгона врезается в ворота, ломает их и мнет автомобиль… С раздавленным кузовом машина-пятитонка выезжает на Советскую улицу. Навстречу с двух сторон несутся трамваи, длинная очередь людей ждет у остановки. Все с испугом бросаются в стороны. Женщины в страхе кричат, прижимая к себе детей... Но и это не отрезвляет пьяного лихача».

Кстати, до середины 1950‑х годов в СССР водителей, совершивших аварию в состоянии алкогольного опьянения, наказывали на общих основаниях. И только в конце весны 1956‑го впервые ввели административную ответственность — лишение водительского удостоверения на один год — за управление в нетрезвом виде автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом.

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter