О чем писала «СБ» 16 ноября

1936 г.

В 1936 году в Минске проживало 200 тысяч человек. Среди них — почти 6 тысяч стахановцев. Активный прирост населения и увеличение производственных показателей передовиками стимулировали застройку города новыми объектами. На это государством были выделены большие средства. Бюджет столицы по сравнению с предыдущим годом увеличился на 44 процента и составлял более 51 миллиона рублей.

Власти разработали генеральный проект планировки Минска, где отображались нововведения на ближайшие несколько лет. Они должны были сделать жизнь горожан еще комфорт­нее. Основное внимание уделялось государственным социальным учреждениям и строительству жилья. Об этом подробно рассказано в материале «Будущее Минска».

К слову, на той же полосе «Советской Белоруссии» процитирован отрывок из «Письма белорусского народа товарищу Сталину». Согласно историческим сводкам, его авторы — Янка Купала, Якуб Колас, Андрей Александрович, Петрусь Бровка, Петр Глебка и Изя Харик — презентовали в конце ноября. Там звучат такие строки: «Строительством нашим мы вправе гордиться, провинции прежней не встретишь следа, стал Минск настоящей культурной столицей, растут по республике все города». Пожалуй, лучше и не скажешь:

«Минск, унаследовавший от прошлого лишь несколько крупных зданий среди огромного числа ветхих каменных домов и деревянных хибар, раньше не имел своего архитектурного облика. Цель проекта планировки — придание городу внешнего вида, отражающего сущность столицы… Ряд построенных уже зданий — дома Правительства, дома Красной армии, Дворца пионеров, строительство театра на площади Парижской Коммуны — будет последовательно расти за счет новых прекрасных общественных сооружений. Жилое строительство обеспечит расселение всех жителей Минска в красивых капитальных 5 — 7‑этажных домах, снабженных всеми видами благоустройства: водопроводом, канализацией, теплофикацией, газом».

1996 г.

В своих рабочих поездках ­Президент посещает предприятия, учреждения здравоохранения и образования. О них читатели часто узнают на страницах нашей газеты. А некоторые из таких событий заслуживают отдельного внимания. «Новую серию рабочих поездок по стране ­Президент начал с Могилевщины» — так называется публикация об одном из самых интересных визитов. Прошло 26 лет, и перечитать этот материал хочется снова. Ведь тогда Глава государства (впервые в качестве ­Президента!) побывал в вузе, где в свое время получил образование историка. Цитируем главное:

«Аплодисментами встречали Главу государства студенты и преподаватели Могилевского государственного педагогического института. Как известно, он выпускник исторического факультета этого вуза. ­Президент очень интересовался тем, как живут и учатся нынешние студенты. И оказалось, что в самом большом почете у них находятся те же преподаватели, которых любит и помнит Глава государства. Он посетил аудитории и учебные классы, в которых сам когда-то занимался, побывал на кафедре истории, встретился с нынешним руководством пединститута».

1954 г.

Есть имена, которые, кажется, навеки вписаны в историю творчества. Среди них — белорусский гений Заир Азгур, патриарх отечественного изобразительного искусства, автор многочисленных психологических портретов деятелей культуры, ученых и рабочих, писателей и поэтов, известных государственных и обществен­ных лидеров, философов и мысли­телей, революционеров и борцов за народное счастье разных стран и эпох, героев Великой Отечественной войны и партизанского движения. Он является автором скульптурного ­ансамбля на площади Якуба Коласа и композиции «Слава погибшим воинам» на одной из граней монумента Победы в Минске. За творческими победами Азгура читатели следили на страницах «Советской Белоруссии». Репортаж из его мастерской появился в ноябрьском номере нашей газеты. Из него узнаем, какие произведения создал мастер на тот момент и что планировал сделать в ближайшее время. Цитируем отрывок из публикации «Новые работы скульптора»:

«Мастерская скульптора Заира Азгура, находящаяся в Минске на углу улиц Восточной и Некрасова, напоминает своеобразный и притом интересный музей. За 30‑летнюю творческую деятельность он создал 578 произведений искусства. Много новых работ скульптор выполнил в текущем году. В мастерской мы видели ряд произведений, над которыми скульптор недавно завершил работу: статуя композитора Мусоргского, тематические группы «Колыбельная песня» и «Феликс Дзержинский с мальчиком на руках». Мусоргский изображен во весь рост в минуты творческого вдохновения. Кажется, что после долгих поисков композитор внезапно нашел новую мелодию и мысленно, про себя повторяет ее, а пальцы словно ищут клавиши пианино, чтобы сыграть новое музыкальное произведение… Большие планы у Заира Азгура на будущее. Сейчас он лепит бюст народной артистки БССР Лидии Ржецкой». 

1938 г.

Люди с инвалидностью долгое время не могли получать высшее образование. С конца 1930‑х ситуация изменилась. Молодежь с ограниченными возможностями впервые стала учиться в Белорусском государственном университете. Студенты порой превосходили своих товарищей в знаниях, становились отличниками. Как проходило их обучение, сегодня можно узнать из заметки «Слепые — студенты университета»:

«Ежедневно они приходят в просторные аудитории исторического факультета. Это студенты Белгосуниверситета, будущие преподаватели истории. Начинается лекция. Все раскрывают свои тетради. Записывают лекции и студенты Анна Гранчик и Валя Фурманец (4‑й курс), Г. Левин (3‑й курс), Д. Комлик (5‑й курс). Но свою запись они ведут по азбуке для слепых… Как и зрячие, они хорошо выдержали испытания в университет. Наркомпрос выдает им повышенные стипендии, отпускает суммы для оплаты чтецов, которые читают слепым студентам всю необходимую литературу. Студенты зрячие всячески помогают своим товарищам слепым. Анна Гранчик и Валя Фурманец — отличники учебы».

* * *

Клады с монетами, украшения, предметы быта — чего только не находили в земле наши соотечественники. Особо ценные раритеты люди отдавали в республиканские и районные музеи. Это помогло многое сохранить, и сейчас мы можем видеть диковинки на выставках. Обнаруживали вещи с историей и дети. Подобный случай произошел в Могилевской области. Юный житель Хотимска выкопал бивни неведомого животного. Чем закончилась это необычное происшествие, узнаем из заметки «Интересная находка»:

«Ученик Хотимской неполной средней школы Кружаев на поле колхоза «Наш труд» нашел два зуба мамонта. Каждый зуб весит 8 кг. Находка передана в краеведческий кабинет школы».

1971 г.

История советского автомобилестроения началась в 1924 году. Тогда жители СССР впервые познакомились с продуктами отечественного автопрома: десятки новеньких грузовиков модели АМО-Ф15 проехали по Красной площади, демонстрируя свою мощь и силу. Их произвела всемирно известная компания ЗиЛ. Дальше — 1928 год. В Ярославле научились делать 3-, 4- и даже 5‑тонные грузовики с небывалой на то время мощностью 35 лошадиных сил.

Но все-таки главным достижением советских мастеров-механиков стали легковые автомобили. Первое авто такого типа называлось НАМИ-1 (1927). Партия состояла из 370 экземпляров. Машины развивали скорость до 70 км/ч. За разработку отвечали специалисты ленинградского завода «Спартак». Потом, за год до окончания войны, в СССР появилась легендарная «Победа». Одновременно с ней — «Москвич». А вот знаменитые «Жигули» советские граждане увидели только в 1970‑м. Практически сразу новинка появилась в БССР. Стартовый пункт продажи — Борисов. Подробнее — в материале «Первая партия «Жигулей»:

«В борисовский специализированный магазин «Автомобили» прибыла первая партия комфортабельных легковых машин Волжского автозавода. 150 «Жигулей» предназначены для продажи трудящимся городов Минской области. Их приобретут рабочие и служащие Борисова, Жодино, Молодечно, Солигорска, Слуцка. Одновременно в городе началось строительство станции технического обслуживания. Здесь будут производиться работы, связанные с продажей населению легковых автомашин и запчастей к ним, а также гарантийное и периодическое техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей «Жигули».

1973 г. 

Спички появились 195 лет назад в Англии. Прошло почти два века, а они до сих пор востребованы. В нашей стране продукт стали производить в конце 1870-х. К 1880 году у нас насчитывалось уже 14 специализированных фабрик. Самыми крупными стали «Везувий» в Гомеле и «Прогресс-Вулкан» в Пинске. Спички сначала делали разной длины, а специальные машины наносили вверху изделий красный фосфор. Со временем производство совершенствовалось. Даже в начале 1970-х появлялись интересные нововведения, о которых рассказывали в прессе. 


«Новый цех по выпуску спичек построен в Гомельском производственном деревообрабатывающем объединении. В нем смонтированы три автоматические поточные линии. Это помогло улучшить условия труда, ликвидировать трудоемкие операции. Коробки делаются из картона, что позволяет ежегодно экономить большое количество ценной древесины. С пуском нового оборудования на полную мощность предприятие в полтора раза увеличит производство спичек».

nev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter