
Власти разработали генеральный проект планировки Минска, где отображались нововведения на ближайшие несколько лет. Они должны были сделать жизнь горожан еще комфортнее. Основное внимание уделялось государственным социальным учреждениям и строительству жилья. Об этом подробно рассказано в материале «Будущее Минска».

«Минск, унаследовавший от прошлого лишь несколько крупных зданий среди огромного числа ветхих каменных домов и деревянных хибар, раньше не имел своего архитектурного облика. Цель проекта планировки — придание городу внешнего вида, отражающего сущность столицы… Ряд построенных уже зданий — дома Правительства, дома Красной армии, Дворца пионеров, строительство театра на площади Парижской Коммуны — будет последовательно расти за счет новых прекрасных общественных сооружений. Жилое строительство обеспечит расселение всех жителей Минска в красивых капитальных 5 — 7‑этажных домах, снабженных всеми видами благоустройства: водопроводом, канализацией, теплофикацией, газом».
1996 г.
В своих рабочих поездках Президент посещает предприятия, учреждения здравоохранения и образования. О них читатели часто узнают на страницах нашей газеты. А некоторые из таких событий заслуживают отдельного внимания. «Новую серию рабочих поездок по стране Президент начал с Могилевщины» — так называется публикация об одном из самых интересных визитов. Прошло 26 лет, и перечитать этот материал хочется снова. Ведь тогда Глава государства (впервые в качестве Президента!) побывал в вузе, где в свое время получил образование историка. Цитируем главное:
«Аплодисментами встречали Главу государства студенты и преподаватели Могилевского государственного педагогического института. Как известно, он выпускник исторического факультета этого вуза. Президент очень интересовался тем, как живут и учатся нынешние студенты. И оказалось, что в самом большом почете у них находятся те же преподаватели, которых любит и помнит Глава государства. Он посетил аудитории и учебные классы, в которых сам когда-то занимался, побывал на кафедре истории, встретился с нынешним руководством пединститута».
1954 г.

«Мастерская скульптора Заира Азгура, находящаяся в Минске на углу улиц Восточной и Некрасова, напоминает своеобразный и притом интересный музей. За 30‑летнюю творческую деятельность он создал 578 произведений искусства. Много новых работ скульптор выполнил в текущем году. В мастерской мы видели ряд произведений, над которыми скульптор недавно завершил работу: статуя композитора Мусоргского, тематические группы «Колыбельная песня» и «Феликс Дзержинский с мальчиком на руках». Мусоргский изображен во весь рост в минуты творческого вдохновения. Кажется, что после долгих поисков композитор внезапно нашел новую мелодию и мысленно, про себя повторяет ее, а пальцы словно ищут клавиши пианино, чтобы сыграть новое музыкальное произведение… Большие планы у Заира Азгура на будущее. Сейчас он лепит бюст народной артистки БССР Лидии Ржецкой».
1938 г.
Люди с инвалидностью долгое время не могли получать высшее образование. С конца 1930‑х ситуация изменилась. Молодежь с ограниченными возможностями впервые стала учиться в Белорусском государственном университете. Студенты порой превосходили своих товарищей в знаниях, становились отличниками. Как проходило их обучение, сегодня можно узнать из заметки «Слепые — студенты университета»:
«Ежедневно они приходят в просторные аудитории исторического факультета. Это студенты Белгосуниверситета, будущие преподаватели истории. Начинается лекция. Все раскрывают свои тетради. Записывают лекции и студенты Анна Гранчик и Валя Фурманец (4‑й курс), Г. Левин (3‑й курс), Д. Комлик (5‑й курс). Но свою запись они ведут по азбуке для слепых… Как и зрячие, они хорошо выдержали испытания в университет. Наркомпрос выдает им повышенные стипендии, отпускает суммы для оплаты чтецов, которые читают слепым студентам всю необходимую литературу. Студенты зрячие всячески помогают своим товарищам слепым. Анна Гранчик и Валя Фурманец — отличники учебы».
* * *
Клады с монетами, украшения, предметы быта — чего только не находили в земле наши соотечественники. Особо ценные раритеты люди отдавали в республиканские и районные музеи. Это помогло многое сохранить, и сейчас мы можем видеть диковинки на выставках. Обнаруживали вещи с историей и дети. Подобный случай произошел в Могилевской области. Юный житель Хотимска выкопал бивни неведомого животного. Чем закончилась это необычное происшествие, узнаем из заметки «Интересная находка»:«Ученик Хотимской неполной средней школы Кружаев на поле колхоза «Наш труд» нашел два зуба мамонта. Каждый зуб весит 8 кг. Находка передана в краеведческий кабинет школы».
1971 г.

Но все-таки главным достижением советских мастеров-механиков стали легковые автомобили. Первое авто такого типа называлось НАМИ-1 (1927). Партия состояла из 370 экземпляров. Машины развивали скорость до 70 км/ч. За разработку отвечали специалисты ленинградского завода «Спартак». Потом, за год до окончания войны, в СССР появилась легендарная «Победа». Одновременно с ней — «Москвич». А вот знаменитые «Жигули» советские граждане увидели только в 1970‑м. Практически сразу новинка появилась в БССР. Стартовый пункт продажи — Борисов. Подробнее — в материале «Первая партия «Жигулей»:
«В борисовский специализированный магазин «Автомобили» прибыла первая партия комфортабельных легковых машин Волжского автозавода. 150 «Жигулей» предназначены для продажи трудящимся городов Минской области. Их приобретут рабочие и служащие Борисова, Жодино, Молодечно, Солигорска, Слуцка. Одновременно в городе началось строительство станции технического обслуживания. Здесь будут производиться работы, связанные с продажей населению легковых автомашин и запчастей к ним, а также гарантийное и периодическое техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей «Жигули».
1973 г.
Спички появились 195 лет назад в Англии. Прошло почти два века, а они до сих пор востребованы. В нашей стране продукт стали производить в конце 1870-х. К 1880 году у нас насчитывалось уже 14 специализированных фабрик. Самыми крупными стали «Везувий» в Гомеле и «Прогресс-Вулкан» в Пинске. Спички сначала делали разной длины, а специальные машины наносили вверху изделий красный фосфор. Со временем производство совершенствовалось. Даже в начале 1970-х появлялись интересные нововведения, о которых рассказывали в прессе.

«Новый цех по выпуску спичек построен в Гомельском производственном деревообрабатывающем объединении. В нем смонтированы три автоматические поточные линии. Это помогло улучшить условия труда, ликвидировать трудоемкие операции. Коробки делаются из картона, что позволяет ежегодно экономить большое количество ценной древесины. С пуском нового оборудования на полную мощность предприятие в полтора раза увеличит производство спичек».
nev@sb.by