О чем писала «СБ» 16 декабря


2020 г.

Ковид поделил жизнь многих на до и после. Когда началась пандемия, система здравоохранения каждой страны получила мощную встряску, однако эффективно отразить атаку вируса удалось не всем. А в Беларуси с самого начала лечению пациентов с коронавирусом уделяли особое внимание. Медучреждения по всей стране перешли в особый режим, часть полностью перепрофилировалась для приема ковидных больных. Важный факт — ситуацию держал на контроле ­­Президент. Глава государства лично выезжал в клиники, бывал в красной зоне, разговаривал с медиками и пациентами. Один из запоминающихся адресов — Могилевская областная клиническая больница. На тот момент это было уже пятое учреждение здравоохранения страны за две с половиной недели, куда Александр ­­Лукашенко приехал, чтобы поддержать врачей и узнать об успехах в лечении. А еще — сказать спасибо. Как это было — узнаем из публикации «Люди своего дела»:

« — Вы просто молодцы, тихо, спокойно делаете свое дело… Будет хоть малейшая копейка — мы это направим здравоохранению. Потому что дороже жизни у человека ничего нет. Ваше дело — лечить людей, все остальное мы обеспечим, как бы ни было трудно. Это я вам гарантирую, — сказал ­­Президент».

1961 г.

В конце 1950‑х в СССР стали выпускать новый вид транспорта — мотороллеры. Первые модели — «Тула» и «Вятка». Люди радостно приняли новшество, потому что позволить себе автомобиль могли единицы. А мотороллер — достаточно комфортное транспортное средство, покупка которого обходилась в две средние зарплаты. Особенно популярной новинка стала у молодежи. Спустя некоторое время мотороллеры даже применяли как служебный транспорт. Так было, например, у почтальонов. Первой новинку внедрили в Могилеве. Чаще всего использовали модель ТГ-200, или «Муравей», выпускаемую на Тульском машиностроительном заводе. Выбирали именно ее, потому что крупногабаритный транспорт неудобен для развоза почты. И это не единственное нововведение, которое появилось в работе почтальонов в 1960‑х. Подробнее — в заметке «Почтальоны — на мотороллерах»:

Мотороллер ТГ-200.

«Немало сделано в 1961 году для облегчения работы могилевских почтальонов. В многоэтажных домах установлены 527 абонементных шкафов. Теперь не нужно подниматься на этажи. 120 учреждений и организаций, размещающихся в Доме советов, тоже получают свою почту через абонементные шкафы и на 2 — 3 часа раньше, чем ее доставлял почтальон. Недавно могилевские почтовики внедрили еще одно новшество: почтальоны доставляют почту на мотороллерах. Так что не видно теперь человека с тяжелой сумкой через плечо. Использование мотороллеров для развозки почты позволило почтальонам обслуживать вместо одного участка два».

1960 г.

Деревня Шатилки. Именно это место когда-то выбрали для строительства известной в Советском Союзе Василевичской ГРЭС (сейчас Светлогорская ТЭЦ. — Прим. авт.). Основной причиной для выбора локации стала близость реки и мощного торфяного месторождения, в первые десятилетия обеспечивавшего станцию топливом. К моменту сдачи первой очереди станции в поселке энергетиков, быстро выросшем рядом с ГРЭС, было почти 6 тысяч человек. Параллельно с вводом в строй ГРЭС постепенно началось сооружение второго крупного предприятия — завода железобетонных конструкций общесоюзного значения, который специализировался на строительстве тепловых электростанций. Впоследствии к ним присоединились завод сборного железобетона и собственный домостроительный комбинат.

Деревня Шатилки, 1954 год.

Интересный факт связан с названием местечка. В сентябре 1960 года в Шатилки из соседних Паричей перенесен центр района, и вскоре созрела идея переименования населенного пункта. Из четырех вариантов победил Светлогорск. Он называется так и сейчас.

Промышленность города продолжает развиваться. А о том, какой она была много лет назад, сегодня можно узнать через газетные публикации. Пример — «Поселок большого будущего». Материал вышел в «Советской Белоруссии» более 62 лет назад. Цитируем небольшой отрывок:

«Еще недавно Шатилки были маленьким селением. А сейчас это крупнейший энергетический центр. Здесь выросла мощная электрическая станция, от которой во все концы республики шагают опоры высоковольтных линий электропередачи. Энергию Василевичской ГРЭС получают Гомель и Могилев, Орша и Витебск, Бобруйск и Минск.

В поселке возводится крупный завод железобетонных изделий и конструкций для сооружения новых тепловых электростанций. И хотя завод еще строится, он уже дает продукцию. Сборный железобетон и другие строительные материалы отправляются отсюда на возведение Березовской ГРЭС, Витебской и Минской ТЭЦ.

Шатилки являются не только рабочим поселком городского типа с многоэтажными жилыми домами и культурно-бытовыми зданиями. В перспективе Шатилки должны стать после Гомеля вторым по величине городом в области».

1935 г.

Дмитрий Соловьев.
6 апреля 1930 года в СССР учредили орден Ленина. Он создавался как высшая правительственная награда страны и практически сразу стал и главным символом Советского Союза, и высочайшим ориентиром, по которому мерили достижения граждан.

Когда высокую награду получил передовой комбайнер одного из зерносовхозов Дмитрий Соловьев, весть о присуждении ордена застала его в армии, рассказывается в материале «Мое счастье не выразить словами»:

«С волнением взял я трубку телефона.

— Поздравляю вас, Соловьев, с высшей наградой. Сегодня в центральных газетах опубликовано постановление правительства о награждении передовых комбайнеров и комбайнерок.

У меня дыхание оборвалось. Уж не во сне ли это? Не прошло и 10 дней со времени вступления в ряды бойцов Красной армии, как меня вызвали в Москву. Никогда мне не забыть этой знаменательной поездки. Девятнадцать дней, прожитых в столице, для меня были своеобразным университетом. Но из них один врезался в мою жизнь незабываемой датой. Ни старость, ни седые волосы не сгладят из моей памяти встречу с руководителем нашей партии и правительства Сталиным…

Нас, передовых комбайнеров, наградили ценными подарками. Лично я получил велосипед. Я его с собой в Минск привез. Кроме того, подарили мне именные часы с надписью: «Комбайнеру зерносовхоза «Рабочий» за ударную работу на комбайне в 1935 году. Наркомсовхозов». Мое счастье в связи с получением ордена Ленина не выразить словами. Эта награда окрыляет на новые победы».

nev@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter