О чем писала «СБ» 16 апреля

1936 г.

На четвертой полосе номера рассказывается о том, что в столичной типографии имени Сталина впервые в Беларуси применили типографскую печать на целлофане. 86 лет назад это слово было непонятным 95 процентам граждан страны, поэтому вот как его объясняют в материале:

«Целлофан — прозрачная тонкая пластинка в виде клеенки, на которую обычным типографским способом делается оттиск с набора, затем электрохимическим методом текст с целлофана переводится на печатные валы машины. Этот способ печати носит название «Тифдрук» (глубокая печать). Подобный способ производства книги обеспечивает четкую, хорошую печать, особенно рисунков. /…/ Печатание на целлофане в типографии имени Сталина производилось специально приехавшим из Москвы печатником фабрики «Детская книга». Он подготовил здесь к печати стабильный белорусский учебник географии. /…/ Целлофан с оттиском белорусского набора отправлен в Москву, где учебник будет напечатан на фабрике «Детская книга».

1965 г.

В 1958‑м комиссия Госплана ­БССР приняла решение о строительстве в Лиде лакокрасочного завода. Спустя пять лет 7 мая 1963 года на стройплощадку прибыла бригада и был заложен первый камень будущего флагмана отечественных лакокрасочных материалов. Дело шло, судя по всему, не так гладко. Об этом рассказывает материал в «СБ» на второй полосе с говорящим названием «Поставщики подводят». Цитируем:

«До сдачи в эксплуатацию первого цеха Лидского лакокрасочного завода осталось совсем немного времени. /…/ Сейчас, на завершающем этапе, основная тяжесть легла на плечи монтажников. Надо сказать, они с честью держат свою марку. Однако не все возможности еще использованы. Сказываются перебои в обеспечении материалами. Особенно плохо обстоят дела с металлом. Его поставку задерживает база «Металлосбыта» (начальник т. Кальницкий). Это вызывает у строителей и монтажников лакокрасочного законную тревогу. Ведь неудовлетворительное обеспечение площадок всем необходимым ставит под угрозу срыва выполнение коллективом обязательств по досрочному пуску первой очереди предприятия».

К счастью, проблемы, которые автор Ф. Кардаш поднял в статье, были решены. И в том же 1965 году введены в строй мощности первой очереди завода. Уже на конец того же года на предприятии работало 740 человек. Сегодня в ассортиментном перечне ОАО «Лакокраска» числится 2000 наименований продукции. Более 70 процентов ее от общего объема идет на экспорт.

1980 г.

На первой полосе номера в рубрике «Товары — народу!» напечатан проблемный материал «В лабиринте согласований», в котором рассказывается о сдерживающих факторах производства автомагнитолы «Гродно АМ‑301». Цитируем начальника конструкторского бюро Гродненского завода автомагнитол Н. В. Бордаева:


«И хотя по паспорту эта модель относится к третьему классу, более двадцати технологических параметров, особенно радиоприемника, — на уровне второго класса. Значительно выше ­ГОСТовской и степень надежности».

Далее в материале — главный инженер предприятия В. И. Тарасенков рассказывает, почему автомагнитолу «днем с огнем не найдешь в торговле»:

«Вместо ожидавшейся широкой дороги, по которой должно было пойти производство магнитол, мы все еще петляем по узким, извилистым тропинкам между множеством ведомств, учреждений и предприятий. Так, 274 рабочих дня вместо 40 планировавшихся затрачено на обивание порогов шестнадцати различных учреждений и ведомств для согласования габаритов, технологической «начинки», организации кооперированных поставок комплектующих узлов и деталей магнитолы «АМ‑301». Казалось бы, к началу 1979 года все было улажено. Но уже в первом квартале дала себя знать поставка низкокачественных деталей некоторыми смежниками. /…/ К началу 1980 года поставка ряда комплектующих деталей вовсе прекратилась. Дело дошло до того, что в марте пришлось остановить сборку, а десятки рабочих отправить в цехи гродненской швейной и обувной фабрик».


В завершение материала оптимизма несколько добавляется:

«Трудностей, таким образом, у молодого завода — хоть отбавляй. Но его коллектив не опускает перед ними руки. Мало‑помалу наращивается выпуск первой модели и уже прослушаны записи на опытных образцах второй — «Гродно АМ‑303».

Остается добавить, что «АМ‑301» была рассчитана на установку в легковые автомобили «Жигули» ВАЗ‑2103 и «Москвич» ИЖ‑2125. Стоило такое удовольствие в 1980 году 280 рублей.

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter