О чем писала «СБ» 15 ноября


1963 г.

Рабочий момент съемок фильма «Третья ракета».
В 2024 году «Беларусьфильм» отметит свое 100‑летие, но уже сейчас есть повод поностальгировать. «Идут съемки…» — так называется репортаж более чем полувековой давности, в котором читателя знакомили с внутренней кухней закадрового процесса. Журналисты «Советской Белоруссии» тогда застали наиболее эпичные военные сцены:

«Земля, изрытая окопами, жухлая, примятая сапогами трава… Усталые, опаленные солнцем и войной лица солдат… Мы присутствуем на репетиции одного из эпизодов картины «Третья ракета», которая создается на студии «Беларусьфильм». Хотя окопы построены в павильоне, они ничем не отличаются от настоящих. Только осветительные приборы, установленные высоко на лесах, да совершенно белый фон, на котором будет сниматься небо, разрушают иллюзию подлинного поля, подлинных окопов. Продолжительное время киногруппа находилась в экспедиции под Гомелем, где были сняты основные батальные сцены. Сейчас наступил наиболее ответственный период — работа над актерскими эпизодами».

1944 г.

За время Великой Отечественной войны в Советском Союзе уничтожили несколько тысяч учреждений культуры. Особенно сильно пострадали музеи. По подсчетам специалистов, всего за это страшное время пострадало более 400 советских музеев. Белорусы тоже потеряли часть культурного наследия. С окончанием боевых действий они взялись за реконструкцию утраченного. Этому был посвящен материал «Восстанавливают музеи»:

«До Великой Отечественной войны в системе Наркомпроса БССР было 18 музеев. Среди них — музеи республиканского значения. Особенным богатством выделялся Минский областной историко-краеведческий. Здесь были большие археологические коллекции, орудия труда первобытного человека, макеты жилищ, оружие… За время оккупации полностью уничтожены ценнейшие экспонаты многих культурных заведений — Минского исторического музея, республиканского Музея революции, фашисты сожгли Домик 1‑го съезда РСДРП, разграбили Могилевский, Гомельский и Витебский областные историко-краеведческие музеи. Но советский народ залечит раны, нанесенные врагом. Уже в августе нынешнего года в Витебске приступили к работе по восстановлению коллекций. В этом году на реконструкцию местного музея государством отпущено 102 тысячи рублей».

2016 г.

Города должны преображаться. Удобные для транспорта, да и самих автомобилистов дороги, приятные глазу и функциональные здания, безопасные для отдыхающих парки и скверы — обязательные атрибуты правильной инфраструктуры. Но акцентировать внимание, например, только на столице неправильно. Развитие регионов однозначно требует пристального контроля. В публикации ноябрьского номера «Советской Белоруссии» речь идет о недочетах Могилева и Могилевской области. Именно туда с рабочей поездкой направился ­Президент. Глава государства указал на наиболее значимые преобразования, которые предстоит провести в ближайшее время. Цитируем отрывок из материала «Наши города должны быть красивыми»:

«Вчера Александр ­Лукашенко работал в Могилеве. Комплексный разговор проходил буквально на объектах. ­Президент на месте ознакомился с реконструкцией автомобильного моста через Днепр по Пушкинскому проспекту. Оценил благоустройство набережной реки и прилегающих территорий. Спустился в подземный переход, превращенный в яркую и познавательную фотогалерею истории развития архитектуры Могилева. И не раз в том или ином контексте повторял главное: люди заслуживают того, чтобы их города были удобны и красивы…»

1934 г.

В отдаленных местностях Советского Союза не всегда могли помочь тяжелым пациентам, поэтому их приходилось отправлять в городские больницы на скорой. Но что, если времени на дорогу уже не хватает? В таких случаях прилетали санитарные самолеты. Подобная авиация появилась в 1925 году. Ее сразу приняли на ура. Сначала врачи использовали воздушный транспорт, еще не имеющий специальных коек для перевозки больных. Но спустя два года инженеры решили создать первый в СССР специализированный санитарный самолет. К новой модели предъявлялись большие требования. Она должна была обладать высокими взлетно-посадочными характеристиками — садиться на неподготовленные малоразмерные площадки и легко с них взлетать. Пассажирскую кабину специалисты хотели проектировать так, чтобы в ней помещалось все необходимое медицинское оборудование.


Сложный проект достался конструктору Харьковского авиационного завода Константину Калинину. Самолет получил заводское обозначение К-3 — «Калинин, третий». После передачи заказчику его переименовали в РОКК-1, а летчики и врачи между собой называли «санитаркой». В прессе новинку сразу окрестили прорывом советской авиации. Первый перелет на новом самолете осуществили из Харькова в Москву. Дальше появлялись и более совершенные модели специализированного воздушного транспорта. Они помогли выжить сотням, если не тысячам пациентов. В числе спасенных и белорусский мальчик. Его историю опубликовали в ноябрьском номере нашей газеты под заголовком «Скорая помощь на самолете»:

«11 ноября в Наркомздраве БССР получено сообщение о том, что пятилетний ребенок колхозника колхоза имени III Интернационала в Хотимске Костюковичского района Авхименко заболел менингитом и нуждается в неотложной помощи. 12 ноября утром санитарный самолет вылетел в свой первый рейс в колхоз… Врач Каждан оказал на месте медпомощь многим колхозникам. Больной ребенок благополучно доставлен в Минск и помещен в детскую клинику проф. Леонова». 

nev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter