1963 г.
В 2024 году «Беларусьфильм» отметит свое 100‑летие, но уже сейчас есть повод поностальгировать. «Идут съемки…» — так называется репортаж более чем полувековой давности, в котором читателя знакомили с внутренней кухней закадрового процесса. Журналисты «Советской Белоруссии» тогда застали наиболее эпичные военные сцены:
1944 г.
За время Великой Отечественной войны в Советском Союзе уничтожили несколько тысяч учреждений культуры. Особенно сильно пострадали музеи. По подсчетам специалистов, всего за это страшное время пострадало более 400 советских музеев. Белорусы тоже потеряли часть культурного наследия. С окончанием боевых действий они взялись за реконструкцию утраченного. Этому был посвящен материал «Восстанавливают музеи»:
«До Великой Отечественной войны в системе Наркомпроса БССР было 18 музеев. Среди них — музеи республиканского значения. Особенным богатством выделялся Минский областной историко-краеведческий. Здесь были большие археологические коллекции, орудия труда первобытного человека, макеты жилищ, оружие… За время оккупации полностью уничтожены ценнейшие экспонаты многих культурных заведений — Минского исторического музея, республиканского Музея революции, фашисты сожгли Домик 1‑го съезда РСДРП, разграбили Могилевский, Гомельский и Витебский областные историко-краеведческие музеи. Но советский народ залечит раны, нанесенные врагом. Уже в августе нынешнего года в Витебске приступили к работе по восстановлению коллекций. В этом году на реконструкцию местного музея государством отпущено 102 тысячи рублей».
2016 г.
Города должны преображаться. Удобные для транспорта, да и самих автомобилистов дороги, приятные глазу и функциональные здания, безопасные для отдыхающих парки и скверы — обязательные атрибуты правильной инфраструктуры. Но акцентировать внимание, например, только на столице неправильно. Развитие регионов однозначно требует пристального контроля. В публикации ноябрьского номера «Советской Белоруссии» речь идет о недочетах Могилева и Могилевской области. Именно туда с рабочей поездкой направился Президент. Глава государства указал на наиболее значимые преобразования, которые предстоит провести в ближайшее время. Цитируем отрывок из материала «Наши города должны быть красивыми»:
«Вчера Александр Лукашенко работал в Могилеве. Комплексный разговор проходил буквально на объектах. Президент на месте ознакомился с реконструкцией автомобильного моста через Днепр по Пушкинскому проспекту. Оценил благоустройство набережной реки и прилегающих территорий. Спустился в подземный переход, превращенный в яркую и познавательную фотогалерею истории развития архитектуры Могилева. И не раз в том или ином контексте повторял главное: люди заслуживают того, чтобы их города были удобны и красивы…»
1934 г.
В отдаленных местностях Советского Союза не всегда могли помочь тяжелым пациентам, поэтому их приходилось отправлять в городские больницы на скорой. Но что, если времени на дорогу уже не хватает? В таких случаях прилетали санитарные самолеты. Подобная авиация появилась в 1925 году. Ее сразу приняли на ура. Сначала врачи использовали воздушный транспорт, еще не имеющий специальных коек для перевозки больных. Но спустя два года инженеры решили создать первый в СССР специализированный санитарный самолет. К новой модели предъявлялись большие требования. Она должна была обладать высокими взлетно-посадочными характеристиками — садиться на неподготовленные малоразмерные площадки и легко с них взлетать. Пассажирскую кабину специалисты хотели проектировать так, чтобы в ней помещалось все необходимое медицинское оборудование.
Сложный проект достался конструктору Харьковского авиационного завода Константину Калинину. Самолет получил заводское обозначение К-3 — «Калинин, третий». После передачи заказчику его переименовали в РОКК-1, а летчики и врачи между собой называли «санитаркой». В прессе новинку сразу окрестили прорывом советской авиации. Первый перелет на новом самолете осуществили из Харькова в Москву. Дальше появлялись и более совершенные модели специализированного воздушного транспорта. Они помогли выжить сотням, если не тысячам пациентов. В числе спасенных и белорусский мальчик. Его историю опубликовали в ноябрьском номере нашей газеты под заголовком «Скорая помощь на самолете»:
«11 ноября в Наркомздраве БССР получено сообщение о том, что пятилетний ребенок колхозника колхоза имени III Интернационала в Хотимске Костюковичского района Авхименко заболел менингитом и нуждается в неотложной помощи. 12 ноября утром санитарный самолет вылетел в свой первый рейс в колхоз… Врач Каждан оказал на месте медпомощь многим колхозникам. Больной ребенок благополучно доставлен в Минск и помещен в детскую клинику проф. Леонова».
nev@sb.by