О чем писала «СБ» 14 июня

1931 г.

Имя российского авиаконструктора Андрея Туполева на страницах газет встречалось так же часто, как имена популярных актеров и певцов. За свою жизнь он спроектировал свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. И вот очередной успех. В Москве готовят к запуску в производство рейсовое пассажирское судно. «Новая победа советской авиации» — гласит заголовок на первой полосе:

«На опытном заводе ЦАГИ подготавливается к выпуску пассажирский самолет АНТ-14 конструкции т. Туполева, целиком сделанный из советских материалов. Самолет снабжен пятью моторами по 480 лошадиных сил каждый и рассчитан на провоз 32 пассажиров, помимо экипажа. С 1932 г. начинается их массовое производство».

К сожалению, серийно выпускать АНТ-14 не получилось, потому что маршрут Москва — Владивосток, для которого самолет предназначался, тогда не имел насыщенного пассажиропотока. Зато разработка осталась в истории авиации. И кто знает, может быть, на ее основе конструкторы еще создадут новую модель.

1936 г.

Любовь к чтению в СССР была всеобщей. Народный интерес поддерживался на государственном уровне, поэтому библиотек строилось все больше. Их возводили и в деревнях. Сельские труженики приходили за книгами после работы и в выходные, чтобы в свободное от домашних забот время открыть томик любимого автора, поделиться впечатлениями о прочитанном с близкими. Подробности — в публикации «660 новых библиотек в колхозах»:

«В колхозах БССР наблюдается огромный интерес к классической художественной литературе. За последние месяцы там открылось 660 новых библиотек с количеством от 200 до 500 книг. Большой спрос замечается на книгу Островского «Как закалялась сталь», «Тихий Дон» Шолохова, произведения Пушкина, Тургенева, Толстого, Некрасова и белорусских поэтов Александровича, Крапивы и других».

1953 г.

В 1950 году СССР и Китай заключили Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, что обеспечило взаимодействие в самых разных сферах. Так, китайцы приезжали в Минск, чтобы познакомиться с местной культурой, обычаями, узнать, чем живет советский человек. Гостей встречали представители городской власти, журналисты, деятели искусств и студенты. О том, как это было, узнаем на примере репортажа «Приезд в Минск делегации Общества китайско-советской дружбы»:

«В столицу Белорусской ССР прибыла делегация Общества китайско-советской дружбы, гостящая в Советском Союзе по приглашению Всесоюзного общества культурной связи с заграницей. В составе — 41 человек: рабочие, крестьяне, представители интеллигенции, активисты».

1958 г.

Иногда космос преподносит подарки. Да какие! Например, люди находят осколки метеоритов, просто выйдя из дома. Такая история произошла с простым сельским тружеником из Лиозненского района, который нежданно-негаданно стал свидетелем падения неопознанного объекта. Рабочий не растерялся и решил показать его ученым. Что из этого вышло — в заметке «Найден крупный метеорит»:

«Сегодня утром житель деревни Мерзляково т. Петрачков доставил в Витебск неопределенной формы камень. Одна из его сторон имеет черную поверхность, пронизанную светлыми полосами:

— Ранним утром я направился с лопатой рыть котлован для строящегося у нас магазина. Услышал пронзительный свист, напоминающий звук реактивного самолета. Вслед за тем я увидел, что к земле приближается огненное тело…

Находку осмотрел заведующий кафедрой астрономии пединститута и заключил, что это действительно метеорит. Его вес — 5550 граммов. На место падения выедут специалисты».

1966 г.

Первые тепловозы появились в БССР еще в 1945 году, но активное их внедрение началось лишь в 1960‑х. «Новички на рельсах» — так называется публикация о достижениях Белорусской железной дороги. В ней рассказывается о преобразованиях в работе локомотивного депо Барановичей:


«День и ночь по стальным магистралям выстукивают свои ритмичные песни колеса пассажирских и товарных поездов. Составы водят теперь не только паровозы. Пришли в наши локомотивные депо тепловозы. Сотни машинистов республики овладели мастерством вождения тепловозов и электропоездов. В числе других меняет свой облик тяговое хозяйство Барановичского локомотивного депо — одного из крупнейших в Белорусской ССР. Уже сейчас здесь имеется 19 тепловозов самых совершенных марок».

2008 г.

Система госзакупок должна быть под жестким контролем, потому что неправомерное расходование бюджетных средств вредит экономике. На совещании с Правительством на это обратил внимание ­Президент. Глава государства предложил принимать решения по тем или иным вопросам на уровне министров и губернаторов. Подробнее — в материале «Вопрос на триллионы»:


«В прошлом году было сделано госзакупок на 13,5 триллиона рублей. «Главная цель — сделать так, чтобы на эти же цели тратить меньше», — сказал ­Президент и распорядился разработать документ, который бы регламентировал процедуру, дебюрократизировал ее и сделал более прозрачной.

До 2006‑го какого-то единого закона о государственных закупках попросту не существовало. Соответствующие нормы были разбросаны по самым разным актам. Два года назад ­Президент подписал комплексный Указ № 529, который устанавливал порядок закупок и ответственность за его нарушение. «Мое отношение к порядку использования бюджетных средств вы знаете, — на этих словах Александра ­Лукашенко чиновники дружно закивали. — Ни один рубль не должен быть потрачен впустую! А спрос за вольное или невольное разбазаривание государственных ресурсов должен быть жесточайший!..»

До сих пор в конечном счете за госзакупки отвечали ­Президент и Правительство. Александр ­Лукашенко считает, что пришло время принимать подобные решения на уровне министров и губернаторов. По его словам, это определенный риск, но он идет на него осознанно. «А мы будем контролировать этот процесс», — уточнил он».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter