О чем писала «СБ» 13 апреля


1931 г.

На четвертой полосе номера вполне рядовая заметка «Приблизим физкультуру к задачам обороны страны». В ней рассказывается в том числе и об утверждении значка для физкультурников — «Готов к труду и обороне». Цитируем фрагмент материала:


«С 5 по 15 марта в Белоруссии проводился «декадник военизации». Во время декадника была проведена проверка участия физкультурников в работе Осоавиахима. Проверялась работа кружков в области военизации. Во время всебелорусской лыжной эстафеты и эстафеты, посвященной VI Всесоюзному съезду Советов, — лыжниками в пути были организованы 34 ячейки Осоавиахима, организовано 12 стрелковых кружков в совхозах и колхозах, распространено свыше 3 тысяч билетов 5-й всесоюзной лотереи Осоавиахима. ­ВСФК ­СССР установил значок для физкультурников — «Готов к труду и обороне». Этим значком будут награждаться физкультурники — ударники, сдавшие установленные нормы по всем видам физической и военной подготовки». 

Значок ГТО I ступени под номером 1 получил многократный чемпион ­СССР, бронзовый призер чемпионата мира 1923 года конькобежец Яков Мельников. В следующие десять лет в ­СССР нормы комплекса ГТО I ступени сдали более 6 млн человек! Не лишним будет вспомнить строки Самуила Маршака: «Знак ГТО на груди у него. Больше не знают о нем ничего… Много в столице таких же значков. К славному подвигу каждый готов!» Нормы ГТО канули в Лету одновременно с Советским Союзом.

1946 г.

Не прошло и года с момента завершения самой кровопролитной и чудовищной войны в истории человечества. Страна уверенно возрождается, причем не только на стройках и полях, но и на сцене. На третьей полосе номера легенда журналистики Ефим Садовский рассказывает о том, как он посетил лекцию в Белорусском театральном институте. Цитируем фрагмент:

«…2 часа 15 минут. Студенты театрального института — будущие артисты и режиссеры — собрались на лекцию по мастерству. Многие еще не сняли военной формы: это демобилизованные офицеры. Их давно влечет к искусству, они любят сцену, любят мир образов, они полны вдохновения и высоких чувств. Лейтенант Александр Будаков еще на школьной скамье увлекался драматическим искусством. Играл Скопена в комедии Мольера. Война не позволила всецело отдаться театру. Защита Родины от врага — это было целью жизни. Но мечты о сцене никогда не покидали его. Теперь коммунист Будаков — студент театрального института. Из армии пришли в институт тт. Гуткович, Ганусевич. Из партизанского отряда прибыла тов. Колесникова.

…В аудитории тихо. Мастерство актера — любимый предмет, а читает его старейший белорусский режиссер, народный артист ­БССР Е. А. Мирович, являющийся одновременно художественным руководителем института».


1980 г.

На последней полосе номера в рубрике «Происшествия» рассказывается о браконьерах из Полоцкого района, убивших лося. Цитируем:

«По деревне Булавки собака тащила потроха. Прохожие отворачивались. Но кто-то все-таки заинтересовался необычной ношей… Вскоре выяснилось, что помощник лесничего Зеленковского лесничества А. Сухоруков, рабочие совхоза «Зеленка» А. Сташкевич и В. Беловодов в ближайшем урочище убили лося. Тушу разделили между собой, мясо спрятали и думали, что все будет шито-крыто. А нет! Судили браконьеров на выездном заседании районного народного суда. Каждый приговорен к одному году шести месяцам лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду в местах, определяемых органами внутренних дел. За ущерб, нанесенный лесному хозяйству, с них взыскано 716 рублей».

Несложно подсчитать, что лосятина обошлась каждому браконьеру по 238 рублей 66 копеек. На то время это примерно полторы месячные зарплаты. Сегодня за незаконное убийство сохатого предусмотрен штраф в размере 300 базовых величин. Переводим в рубли и получаем 8700 рублей. 

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter