О чем писала «СБ» 12 августа

2005 г.

Все привыкли, что больших природных катаклизмов в Беларуси не происходит. Однако в 2005 году случилось невероятное: по нашей стране прокатился ураган «Катрина». Стихия зацепила не только нас — всю Европу и США. На белорусской территории тогда были обесточены аж 2864 населенных пункта, повреждены 43 жилых дома, сильно пострадал урожай на полях. А ведь время уборочной еще не закончилось. Как действовать в сложной ситуации, спасти хлеб, задумались во всех хозяйствах страны. Проблему взяли под контроль. Чтобы оценить последствия стихии, ­Президент выехал в самый пострадавший Слуцкий район. Цитируем отрывок из публикации «Напряжение есть — ток будет!», где рассказывается о поездке:

«Хлеб прижало к земле — это серьезно, но небезнадежно. Вчера ­Президент ознакомился с ходом уборочной в нынешних сложных условиях, побывав в Слуцком районе. Это первая из рабочих поездок, о которых заявил Александр ­Лукашенко на состоявшемся в среду оперативном селекторном совещании по вопросам устранения последствий стихийного бедствия.

Нынешний погодный катаклизм всерьез поставил вопрос, будет ли страна со своим зерном. Казалось бы, так ли важно, едим ли мы именно свой хлеб, в век IT-технологий? Оказывается, очень даже важно. И потому, что свое зерно — это свое мясо, молоко. Это наше все. А тут оно кое-где пропадает из-за непогоды…

Это как раз тот случай, о котором накануне говорил ­Президент: каждое поле должно быть под контролем. Глава государства прилетел вчера на самое проблемное поле СПК «Агрофирма Лучники», где и состоялся без какой-либо чрезвычайщины разговор с земледельцами. «Я исхожу из того, что можно сделать, — обозначил свою позицию Александр ­Лукашенко. — Надо выхватить то, что ценнее…» В нынешней ситуации каждый килограмм зерна ценен. Труднее он дается, с большими затратами. А потому все, что крестьянин может продать, должно быть закуплено перерабатывающей отраслью…»

1962 г.

Юрий Гагарин, Герман Титов… К 1962 году на советском небосклоне космонавтики засияла еще одна звезда — Андриян Николаев. Он отправился в четырехсуточный полет на корабле «Восток-3» для проведения военного эксперимента. Вместе с ним, но на другом корабле, оказался космонавт Павел Попович. В полете они отработали программу перехвата спутников, где Попович был в роли перехватчика, а Николаев — добычи. Затем благополучно вернулись на Землю. О событии написало ТАСС, сообщение разошлось по всем крупным СМИ. Поздравления и приветствия для космонавта озаглавили «В космосе — третий советский!»:


«11 августа 1962 года в 11 часов 30 минут по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль «Восток-3». Корабль пилотируется гражданином Николаевым Андрияном Григорьевичем. С бортом корабля непрерывно поддерживается двухсторонняя радиосвязь. По сообщениям летчика-космонавта товарища Николаева, а также согласно полученным при помощи телеметрических и телевизионной систем данным, он удовлетворительно перенес период вывода корабля на орбиту и переход к состоянию невесомости. Все бортовые системы космического корабля функционируют нормально».

1970 г.

До 1970‑х о Мозыре за пределами Гомельской области почти ничего не знали. Теперь это крупный производственный центр Беларуси. Здесь работают предприятия химической и нефтехимической отраслей, машиностроительной, деревообрабатывающей и пищевой промышленности. О необычных преобразованиях, которые ждут малую родину, мозыряне и не мечтали. Но они состоялись. А сейчас интересно узнать, как все начиналось. Экскурс в историю проведем с помощью публикации «Богатырь Полесья»:

Мозырский НПЗ, 70-е годы.

«Городом большой химии станет скоро Мозырь. По решению Советского правительства здесь сооружается крупный промышленный комплекс нефтехимических предприятий. В него войдут нефтеперерабатывающий и механический завод и другие. Корпуса нового химического богатыря на Полесье раскинутся на двух тысячах гектаров. Основа комплекса — нефтеперерабатывающий завод. Он будет оснащен новейшим технологическим оборудованием и даст стране мазут, дизельное топливо, бензин, битумы различных марок».

1960 г.

Покорить вершину Европы — Эльбрус. Звучит фантастически! Множество экспедиций из разных стран пытались взойти на гору c северного и южного, восточного и западного склонов. Но поддавалась она, конечно же, не всем. Сотни смельчаков теряли силы на подступах, десятки срывались вниз, однако альпинисты продолжают бороться со стихией и идти наверх. Попробовали и белорусы. История умалчивает, кто был первым из наших соотечественников, но точно известно, что в 1960 году на вершину взобралась команда участников республиканской альпиниады. Вот как об этом рассказано в заметке «Белорусы покорят Эльбрус»:


«В адрес белорусской федерации туризма-альпинизма поступила телеграмма: «Начинаем восхождение на Эльбрус». Это — рапорт участников первой республиканской альпиниады, посвященный 40‑летию ЛКСМБ. 63 белорусских спортсмена — представителя Бреста, Витебска, Гродно, Гомеля, Минска, находящихся на Кавказе на альпинистской базе Узункул, успешно завершили первый этап альпиниады. Они выполнили нормы значкистов «Альпинист СССР», многие стали разрядниками».

1976 г.

После Великой Отечественной войны солдаты и партизаны возвращались к мирной жизни. Они отправились на заводы, в колхозы, создали семьи. И не всегда об их подвигах на фронте знали даже самые близкие. Так получилось, что и заслуженные награды не всегда вовремя находили своих героев. По разным причинам ордена и медали советские защитники получали значительно позже, чем следовало. А когда их все-таки передавали, о событии нередко узнавала пресса. Как в случае с бригадиром Василевичской ГРЭС (сейчас Светлогорская ТЭЦ. — Прим. ред.) Михаилом Андреенко. Однажды его пригласили в местный военкомат, где вручили сразу два ордена Красной Звезды: за форсирование Одера и взятие Берлина. История фронтовика — в материале «Продолжение подвига»:

«В 1944‑м Андреенко было 18. Стал воином и прошел дорогами Первого Белорусского фронта до Берлина. Слыхал, что его, пулеметчика, будто бы представляли к правительственной награде за форсирование Одера. Но впереди были жестокие бои за Берлин, и так получилось, что в центре фашистской столицы Михаил Павлович был тяжело ранен в ноги. Полгода в госпитале спасали жизнь солдату, а дивизия ушла дальше. Мы часто восторгаемся скромностью людей, которые добывали для нас радость мира. Михаил Павлович — один из таких фронтовиков».

1936 г.

Белорусский медицинский институт (сейчас БГМУ. — Прим. ред.) отпраздновал 15‑летие. В честь этого события студенты и преподаватели отправились в необычное путешествие. Они поехали в водный поход на лодках — 1250 км речного пути. На остановках ребята должны были организовывать санитарную работу в колхозах. Куда еще планировали отправиться отважные герои — будущие и действующие врачи, — в материале «На шлюпках по трем рекам»:

«У каждого непромокаемый мешок с личными вещами. Спасательные пояса, фонари, рыбные сети, мелкокалиберные винтовки. На одной из лодок патефон. Командор разворачивает карту и обводит пальцем маршрут. Старт: Минск, сад «Профинтерн». Финиш: пристань Нижние Жары за Комариным, на границе с УССР. Шлюпки, а их всего 10, поплывут вначале по Свислочи. Они пройдут ее почти всю, потом выйдут на Березину, где пройдут две трети реки и, наконец, перед ними откроется широкий Днепр».

nev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter