О чем писала «СБ» 10 августа

1931 г.

Почти 103 года назад в СССР началась ликвидация безграмотности. Все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязали научиться. В каждом населенном пункте, где насчитывалось не менее 15 неграмотных, появлялись ликпункты. Они были в том числе и на предприятиях. Заводчан учили воспроизводить простой печатный текст по специально изданным букварям, делать краткие записи и даже считать дробные числа, понимать диаграммы и таблицы. О востребованности учебы у рабочих можно судить по публикации «Ликвидация неграмотности на Эльводе проводится успешно». Здесь рассказывается о ситуации на одной из белорусских электростанций:

«Работа по ликвидации неграмотности среди рабочих проходит бесперебойно. Завком принимает все меры, чтобы рабочие посещали ликбезы. На предприятии до сих пор насчитывалось 12 человек неграмотных, из них окончили школы ликбеза 8, а в настоящее время в связи с набором новых рабочих насчитывается 65, которые также определены в школы. Заводские организации строго следят за тем, чтобы рабочие регулярно посещали школы».

1936 г.

В 1930‑х многие страны пытались установить рекорд дальности полета, и СССР не остался в стороне. Еще в 1933 году в Советском Союзе выпустили самолет АНТ-25, рассчитанный на большие нагрузки. Через три года летчики Чкалов, Байдуков и Беляков отправились по маршруту Москва — Северный полюс — Северная Америка. Время беспосадочного перелета составило рекордные 56 часов 20 минут. За этот промежуток команда преодолела 9374 километра. После чего все мировые СМИ стали рассказывать о подвиге советского экипажа. «Привет и слава героям!» — заголовок публикации о нем в нашей газете:


«Сегодня самолет АНТ-25, водимый бесстрашными героями-летчиками Чкаловым, Байдуковым и Беляковым, прилетает в Москву. В Москве — славной столице нашей прекрасной Родины — героическая тройка завершает свой беспримерный в истории маршрут. Полная гордости за своих бесстрашных сынов советская страна от Владивостока до Ленинграда и от берегов Арктики до знойной Колхиды празднует новый блестящий триумф красной авиации».

1996 г.

Традиция, которой 26 лет. Именно столько времени в нашей стране государство помогает способным ребятам. В Беларуси действует специальный фонд ­Президента по поддержке талантливой молодежи, из средств которого одаренным парням и девушкам выплачивают премии, стипендии и материальную помощь. О том, как все начиналось, узнаем из заметки на первой полосе. «Названы первые стипендиаты президентского фонда» — гласит заголовок памятной публикации:

«Глава нашей республики Александр ­Лукашенко утвердил своим распоряжением решение совета специального фонда ­Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи о назначении стипендий, премии и оказании материальной помощи учащейся молодежи, имеющей творческие достижения. Совет принял решение назначить стипендии фонда по трем возрастным категориям: учащимся в возрасте до 16 лет — в размере двух миллионов рублей, от 16 до 20 лет — в размере трех миллионов рублей, от 20 до 25 лет — в размере четырех миллионов рублей…

На финансирование расходов по выплате стипендий, премии и материальной помощи Александр ­Лукашенко распорядился выделить Министерству культуры из средств специального фонда ­Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи 96 миллионов рублей. Осуществить соответствующие выплаты предписано также Министерству культуры».

1940 г.

Два двухэтажных корпуса, развернутых торцом к железнодорожным путям с башенками, на которых по праздникам развевались флаги. Приблизительно так выглядел железнодорожный вокзал нашей столицы до реконструкции 1940 года. Там работали почтово-телеграфная контора, отделение государственной сберегательной кассы, буфет. После реконструкции архитектурный стиль строения кардинально изменился. Здание приобрело строгий, даже суровый вид, башенки и фасадные украшения тогда сняли, посчитав излишеством. Но появились свои, не менее привлекательные особенности. О них — в публикации «Завтра — открытие Минского вокзала». Таким он будет до 1990‑х:


«Открывается вновь реконструированный Минский вокзал Западной железной дороги. На открытие вокзала будут приглашены представители партийных, советских и общественных организаций, знатные люди минских предприятий. Новый Минский вокзал вдвое больше ранее существовавшего. Он выгодно отличается своей красивой отделкой. Впервые для нее применен естественный мрамор. Вокзал имеет хорошее электрооборудование и является украшением столицы БССР».

1955 г.

В мае этого года американский коллекционер выложил на аукцион метеорит из Беларуси. За уникальный товар весом 2,6 килограмма мужчина попросил 10 тысяч долларов. Находка — из Брагинского района, там ее обнаружили в 1810 году. Такие же подарки из космоса к нам прилетали не единожды. Например, в 1955 году недалеко от своей деревни сельчанин увидел уникальный камень. Что произошло дальше, рассказано в заметке «Найден крупный метеорит»:

«Молодой колхозник сельхозартели им. Буденного Гресского района Леонид Цвирко нашел в километре от деревни Пуково лежащий на земле большой камень. Находка оказалась метеоритом. Он весит 303 килограмма, в обхвате — 90 сантиметров. Сейчас доставлен в Институт геологических наук Академии наук БССР. По предварительным данным, относится к типу железистых метеоритов. Исследования продолжаются».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter