Жизнь современного человека трудно представить без электронных приборов. В электроэнергии нуждается огромное количество необходимых в быту предметов — от мобильного телефона до холодильника. А ведь в СССР электричество стало доступным не сразу, а лишь с течением длительного времени. Сначала свет пришел в дома горожан и только потом к деревенским жителям. Особенно важно было провести электричество на производство и в сельскохозяйственные учреждения. О последних идет речь в заметке «Электрификация колхоза». Благо цивилизации стало доступно в Могилевском районе:
«Рационально используется электроэнергия в укрупненной сельхозартели «Коминтерн» Могилевского района. Полностью электрифицированы жилые дома, животноводческие фермы. Электромоторы подают воду по трубам, приводят в действие мельницу, пилораму, десятки зерноочистительных машин, многие агрегаты кирпичного завода, кормодобывающие машины. Во время обмолота хлебов круглосуточно работало 11 электрифицированных молотильных пунктов».
1949 г.
Практически в каждой советской газете встречалась реклама. С современными объявлениями она не сравнится, но поражает аутентичностью. Чаще других свои услуги через прессу продвигали магазины. В Минске — Главунивермаг. Ко Дню Октябрьской революции там подготовили ряд новинок. Покупателям предлагались шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, платья, обувь, трикотаж, парфюмерия, музыкальные товары. А еще на предпраздничных прилавках выставляли радио- и фототовары. В условиях дефицита эти изделия считались настоящей роскошью.
1960 г.
В послевоенное время большое внимание уделялось восстановлению промышленности и сельского хозяйства. Часть средств направлялась на искусство. Как и до Великой Отечественной, в СССР активно выпускались фильмы. Они служили отражением жизни советского гражданина. Режиссеры поднимали актуальные темы, воспитывали в людях патриотизм, рассказывали о происходящем в разных сферах. Пользовались популярностью у зрителя и документальные, и художественные ленты. О премьерах писали в прессе, ведь красочные афиши у входа в кинотеатры не всегда могли отразить замысел и сюжет картины. Публикация под названием «Новые кинофильмы» в нашей газете рассказывала сразу о двух интересных работах советских режиссеров Самсона Самсонова и Владимира Герасимова:
«Студия «Мосфильм» выпустила к празднику Великого Октября два полнометражных цветных художественных фильма: «Ровесник века» и «Испытательный срок». Фильмы эти не одинаковы по объему отражаемых событий и тематике. Но им присуще общее стремление средствами искусства показать неугасимый патриотизм советского человека. Успех картины «Ровесник века» обусловлен не только богатейшим материалом первых лет индустриализации страны, событий Отечественной войны и послевоенного строительства. Его успех — в показе советских людей, воспитанных Коммунистической партией».
1940 г.
На страницах «Советской Белоруссии» всегда находилось место новостям спорта. Особенно часто журналисты сообщали о футболе. Но иногда поводом для публикации служили необычные достижения в других видах. В ноябрьском номере узнаем о первенстве страны по греко-римской борьбе. На соревновании выступили два минских штангиста: мастера спорта СССР Константин Милеев из клуба «Строитель» и Наум Лапидус, представлявший «Динамо». Одному из них удалось невозможное. Он побил рекорд швейцарца Юненберга 1924 года, который толкнул 107,5 кг, и оспорил первенство последнего чемпиона Шишова. Подробнее — в материале «Мировой рекорд штангиста Милеева»:
«В Белостоке начался розыгрыш личного первенства БССР по французской борьбе. Звание чемпиона БССР оспаривают 80 лучших борцов республики. На этих соревнованиях выступили также минские штангисты — мастера спорта СССР. Выступая в полутяжелом весе, тов. Милеев толкнул правой рукой штангу в 108,9 кг. Это на 500 г выше мирового рекорда, установленного в 1935 году ленинградцем Шишовым».
1936 г.
Стахановцы появлялись не только на производствах, но и в сельском хозяйстве. Многих из них задействовали на осушении болот. Тех, кто превышал нормы выработки, премировали, поощряли интересными поездками, отправляли поправлять здоровье на курорты. Также они могли претендовать на экскурсии в Москву. Именно о таком случае написано в материале «Знатные торфяники на экскурсии». Лучшие из лучших побывали в музее Ленина и Мавзолее. Путешествие продолжилось в Ленинграде. Белорусы посетили несколько заводов, музеев, картинные галереи, театры:
«Торфяная кооперация БССР торфяной сезон добычи торфа провела успешно. В торфоартелях широко развернулось стахановское движение, выдвинувшее десятки прекрасных мастеров социалистического труда. По окончании сезона они поехали отдыхать: 300 человек в Дома отдыха, 17 — в санатории и семь — на курорты. Кроме того, Белпромторфсоюз организовал для стахановцев экскурсии в Москву и Ленинград».
* * *
Большой театр Беларуси — визитная карточка нашей страны. Здесь можно увидеть как классические произведения, так и современные постановки. Это место любят посещать и заядлые театралы, и обычные зрители. Репертуар театра постоянно обновляется. Сегодня узнать о том, что играли артисты много лет назад, очень сложно, если бы не газетные публикации тех лет. «Конек-Горбунок в Белгостеатре оперы и балета» — звучит заголовок заметки о премьере. Новое прочтение сказки Ершова наверняка понравилось зрителям. Ее герои адаптированы под советскую действительность. Конек-Горбунок должен был предстать перед зрителем в образе трудовой крестьянской лошадки, русалок заменили оживающими цветами, для Царь-Девицы придумали особую танцевальную партию. И это лишь часть задумок режиссера:Большой театр в конце 1940-х годов.
«В октябрьские дни Белорусский государственный театр поставит балет «Конек-Горбунок». Царь из ершовской сказки заменен в балете ханом. Хан этот — ни на что не способный капризный деспот, который не может обойтись без помощи Иванушки. Бесславно кончает свои дни, заживо сварившись в котле. Противопоставленный ему Иванушка-дурачок обладает и смелостью, и ловкостью, и здравым смыслом, скрытым под его внешней дурашливостью».
nev@sb.by