Минчанин-энтузиаст высадил километровую сосновую аллею

О чем молчит сосновая аллея

Зимним утром на Цнянском водохранилище непривычно безлюдно. Так тихо, что слышно, как под ногами скрипит снег. Природную идиллию нарушают разве что сосредоточенные рыбаки и редкий раскрасневшийся лыжник, проносящийся по аллее Соколова — стройному хвойному ряду вдоль дамбы. На карте официально такой аллеи нет, но чтобы найти к ней дорогу, достаточно спросить у прохожих. Ряд сосен буквально упирается в прорубь, где местные моржи охотно купаются не только на Крещение, а в любой мало–мальски морозный день. А экстремальное место для купания каждое утро подготавливает и опробует живущий в соседней многоэтажке минчанин Валерий Соколов. Не однофамилец: именно в его честь знакомые и соседи негласно окрестили им же посаженную сосновую аллею.

Фото  Александра  СТАДУБА

Валерий Георгиевич с журналистами общается неохотно, говорит, диалог с природой — дело исключительно личное, интимное. Таинство, поэтому и предавать его огласке не стоит. Зато соседи готовы наперебой восхищаться километровой аллеей и ее создателем, ведь сосны радуют глаз в любую пору года. А завертелось все 9 лет назад, когда Валерий Соколов решил подсобить соседу Владимиру Кобятко с посадкой деревьев. Тогда дружно заложили первую сосновую аллейку, но уже к лету молодые деревца скосили, поломали... Тут бы руки опустить от несправедливости и наплевательского отношения горожан, но Валерий Георгиевич не сдался:

— Мне понравилась задумка, и я решил не бросать начатое. Сажал и сажал осенью и весной. Посажу штучек шесть на Пасху, в День Победы, на свой день рождения... Да, много уничтожено, приходилось досаживать. И потом, сосны требуют ухода, особенно первый год. Сухим летом, как в прошлом году, их нужно поливать, чтобы не погибли. Сегодня здесь 600 сосен, но для этого пришлось посадить примерно тысячу...

Это сейчас уже много деревьев отсеялось, а когда только начинали, очень трудно было найти рассаду сосен. А однажды за ночь аллея лишилась 120 деревьев! Явно кто–то под покровом ночи подбирал озеленение для дачи... «Все равно не приживутся, после второй–то пересадки, только деревца погубят», — вздыхает мой собеседник. Валерий Соколов — не лесник. Кандидат химических наук, доцент химфака БГУ. Но посадка деревьев у него, как оказалось, — не просто пунктик в списке необходимых для мужчины задач, а внутренняя потребность сделать что–то для природы, которой и так достается от человека. Сейчас он, как заботливый врач, утром и вечером делает обход своих «подопечных», осматривая каждое деревце. И готов часами рассказывать, как особенно красиво аллея смотрится на закате.

— Наблюдаю, как семьи с детьми приезжают, отдохнут, а за собой не убирают. Побросают все, пообломают — и уехали. Есть, конечно, люди аккуратные, которые стараются оставить после себя все так, как было. Но их процент, к сожалению, небольшой. Многие ломанут сосенку — и пошли... А оно знаете, как неприятно, когда сажаешь, ухаживаешь, а потом приходишь — вместо деревца пенек.

Напротив сосновой аллейки — дубовая. Это сосед решил продолжить задумку и столкнулся с теми же проблемами. Едва посаженные деревца выкапывали, ломали. Хороши и рыбаки, которые не находят ничего лучше, как срубить молодой дубок, чтобы закрепить на льду водохранилища навес от ветра. Словом, есть горькая правда в колкой остроте: там, где прошлись люди, природа превращается в окружающую среду. Как с этим бороться? Валерий Соколов для себя решил проблему просто. Выкопали деревце? Посажу вместо него десять!

К слову, хотя посадка деревьев — и благородное дело, где вздумается в городе дубок или осинку не посадишь. Даже если вы хотите таким образом облагородить двор вокруг своего дома, нужно специальное разрешение городских властей, чтобы избежать неприятной ситуации: посадил березку — повредил важную коммуникацию. В противном случае придется заплатить штраф за нарушение правил содержания населенных пунктов, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях, до 25 базовых величин. Здесь же оговорено и денежное наказание за незаконное уничтожение или повреждение деревьев и кустарников или иной растительности — от 5 до 50 базовых величин. Что же касается сосновой аллеи возле Цнянского водохранилища, к счастью местных жителей, администрация УП «Зеленстрой Советского района Минска» к инициативе Валерия Соколова настроена позитивно, самодельная аллея в их поле зрения и конфликтов не вызывает. Да, сосны растут в городской черте, но, как подчеркнул заместитель директора Дмитрий Гарельский, посадке зеленстроевцы не препятствуют в первую очередь потому, что здесь речь идет о лесопарковой территории.

...Мы прогуливаемся среди покрытых пушистым снегом сосен, редкие встречные прохожие здороваются с Валерием Георгиевичем, а он отмечает, что нам давно пора понять одну простую вещь — природу надо беречь:

— Сосны — деревья социальные, их по четыре на квадратном метре расти может. А за год дерево сантиметров на 50 вырастает. Видите, какие высокие уже те, что первыми прижились? Но они растут, когда их не обламывают и почки не обрывают. Последним особенно старушки грешат: кто на лекарство, а кто просто так, как сказала одна, «потому что почки кисленькие и приятные». А с веток потом смола сочится, как будто сосна плачет...

Кстати

Столичные власти время от времени стараются обратить внимание на подобных энтузиастов, заботящихся о городе. Например, говорит Людмила Высоцкая, завсектором по работе со СМИ главного управления идеологической работы Мингорисполкома, во время празднования Дня города традиционно подводят итоги конкурса по благоустройству дворов. Победителям вручают денежные призы. Но вот памятных табличек или бигбордов в честь таких неравнодушных горожан пока, похоже, ждать не приходится.

Тем временем


В Москве заявлена программа ликвидации кленов, тополей, ив и елок под звучным названием «Программа по обновлению зеленых насаждений». Под «сокращение» попали более полутора миллионов деревьев! Как раз те виды, которые научились выживать в городской среде и отличаются максимальной экологической эффективностью, то есть отлично поглощают углекислый газ и мелкодисперсную канцерогенную пыль. Теперь вместо них хотят посадить более ценные и полезные породы. Экологи сетуют: слишком мал шанс, что новички приживутся в мегаполисе...

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 15 (24897). Среда, 27 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter