О чем молчит "говорящая" дверь?

В материале "Пуленепробиваемая дверь" ("СБ" за 27 августа) мы рассказали о беде жильцов одного из домов, расположенных на Партизанском проспекте в Бресте.
В материале "Пуленепробиваемая дверь" ("СБ" за 27 августа) мы рассказали о беде жильцов одного из домов, расположенных на Партизанском проспекте в Бресте. После установки в их подъезде фирмой "Свет" железной двери с домофонной связью они попали в патовую ситуацию. Дверь постоянно капризничала, а попытки ее отремонтировать не давали результата. После нашей публикации упрямая дверь сразу же "образумилась". Тем не менее проблема отдельно взятого брестского подъезда позволила обратить более пристальное внимание на тему домофонизации жилых домов. Ведь ее актуальность, согласитесь, заслуживает того, чтобы вернуться к ней вновь.

Руководитель базирующейся в Борисове фирмы "Свет" Сергей Белецкий после выхода заметки "Пуленепробиваемая дверь" высказал в телефонном разговоре свое несогласие с автором. На работу брестского филиала фирмы, по его словам, нареканий нет, она работает отлично. Ошибка корреспондента, как полагает С.Белецкий, в том, что он "обратился не туда" и не выяснил всех обстоятельств спорной ситуации. А суть ее в том, что дверь сама по себе была исправна. Во время дождей затекала стойка дверного проема, и от воды окислялись контакты электронной системы. Поэтому дверь переставала порой слушаться жильцов. Так что виновата в ее выходе из строя, по мнению Сергея Белецкого, не фирма "Свет", а жилищно-эксплуатационная служба, обслуживающая дом.

Что ж, целью материала было отнюдь не посягательство на честь фирмы, а желание быстрее помочь людям, которые промаялись с капризной дверью все лето. В формате рубрики "Горячая линия" поиск ответа на вопрос "Кто виноват?" был практически невозможен. Нелегко однозначно ответить на него и сейчас, когда страсти вроде бы улеглись. Да и есть ли смысл искать теперь крайнего? Не лучше ли подумать о том, как навсегда застраховаться от ситуаций, когда дверь подъезда становится камнем преткновения во взаимоотношениях между жильцами, исполнителями заказа и ЖЭСами?

Страсти порой начинают накаляться еще задолго до того, как в подъезде появляется домофон. Всегда находятся противники подобной услуги, и вчерашние доброжелательные отношения некоторых соседей сменяет открытая вражда. После установки домофона в одном из домов Бреста той же фирмой "Свет" к себе в квартиру не мог долго попасть поздней ночью один из таких "несоглашенцев". Когда, наконец, кто-то из разбуженных родственников спустился вниз и открыл дверь подъезда, раздосадованный молодой человек хлопнул ею с такой силой, что она сломалась. Жильцы дома решили подать на несдержанного соседа в суд. Вот тут-то и выяснилось, что принять иск в делопроизводство и взыскать деньги с виновного весьма затруднительно. Фирма "Свет" владельцем двери не является. Заключив договор на ее установку и техническое обслуживание с каждым из жильцов, она фактически продала ее. Но и "квартиросъемщики", не объединенные каким-либо правовым статусом, в роли единого хозяина выступать не могут, ведь каждый из них владеет лишь частью двери. "Заступиться" за дверь на деле оказалось некому.

Дискуссии на тему установки общей двери в брестских подъездах уже уходят в прошлое. Утвердив программу "Закрытый подъезд", Брестский горисполком принял решение уже к будущему году установить общие двери в подъездах всех домов города, в которых больше трех этажей. Это, несомненно, изменит криминогенную ситуацию в многоэтажках, сэкономит теплоэнергию, даст возможность поддерживать в подъездах порядок. Предстоит закрыть 2.123 подъезда, тогда как за все предыдущие годы установлены общие двери только в 400 с небольшим подъездах.

Как брестчане собираются осуществить задуманное? Успеют ли к намеченному сроку? В Брестском ЖРЭУ задачу считают сверхсложной. Идеальной была бы ситуация, если бы установкой дверей занялись сами коммунальники. В ЖРЭУ пробуют идти по этому пути. Взялись в своих цехах за производство железных дверей, которые уже появились в кое-каких домах. Но по качеству эти двери пока уступают тем, что предлагают многочисленные фирмы. Люди от них отказываются. Трудно даются переговоры с жильцами, не желающими идти на непредвиденные растраты. Не хватает специалистов по установке и обслуживанию сложных систем, используемых в домофонах. Словом, без коммерческих структур, уже набивших в деле домофонизации руку, городу не обойтись. Как же сделать так, чтобы дверь, установленная частной фирмой, "прописалась" в подъезде многоэтажки, обслуживаемой городской коммунальной службой, и обрела конкретного хозяина? В Бресте попытались было передать уже установленные двери на балансы ЖЭСов, но с таким вариантом не согласились жильцы. Сработал инстинкт недоверия к коммунальным службам.

В Борисове, по заверению представителей руководства фирмы "Свет", организационных проблем, подобных брестским, не существует. Для установки дверей с домофонами используются отчисления жильцов на капитальный ремонт жилого фонда. За определенную часть, выделенную из этих средств, ЖЭСы выкупают у частных фирм установленные в подъездах двери и принимают на свой баланс. Жильцы рассчитываются за "говорящую" дверь постепенно при ежемесячной оплате коммунальных услуг. А фирма, установившая дверь, выполняет свои гарантийные обязательства.

В Бресте программу "Закрытый подъезд" решено реализовать только за счет личных сбережений жильцов. Механизма же конкретного участия в освоении этих средств коммунальников города выработано не было. Вот и осталась программа как бы ничейной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter