Каждый день ровно в 13.00 четыре ведущие собираются в одной из студий Белтелерадиокомпании, чтобы поболтать, как говорится, о своем, о девичьем. Однако подготовка к прямому эфиру начинается на пару часов раньше, ведь нужно успеть не только привести себя в порядок, но и без прицела камер обсудить план программы. «Телерадионеделя» провела один день на съемках «Дня в большом городе».
Вхожу в гримерку, где собираются все ведущие. Перед зеркалом уже красуется актриса Ольга Нефедова. Тезка гример тем временем колдует над ее прической.
— Какой образ хотите сегодня? — спрашивает та у актрисы.
— Что-нибудь строгое, должен же быть хоть кто-то серьезный в этой программе, — улыбаясь, отвечает Ольга Нефедова.
Тем временем в небольшой комнате красоты появляются остальные ведущие — Алеся Лесникова, Инна Югова и Ольга Плотникова. Дамы обмениваются любезностями по поводу внешнего вида, а затем по очереди усаживаются в кресло к гримеру.
«Все девочки должны быть разными, недопустимо, чтобы повторялись наряды или, не дай бог, прически. К тому же ставку делаем на естественный образ, программа ведь дневная, поэтому и не терпит яркого макияжа и кричащих нарядов», — раскрывает секреты гример Ольга.
Пока дамы наводят красоту, заходит разговор на беспроигрышную тему погоды: ведущие, как обычно, задолго до эфира обсуждают, «крутят» тему, подходят к ее обсуждению с разных сторон, делятся опытом, вспоминают смешные, нелепые случаи из жизни. Найденные во время таких «штурмов» фишки они часто используют во время прямого эфира…
Руководитель программы Александра СНЕГИНА
|
— А кто придумал программу?
— «День в большом городе» стартовал на канале еще в 2013 году. Идею «подсмотрел» председатель Белтелерадиокомпании, когда, будучи в командировке в Тбилиси, увидел подобного рода передачу на грузинском ТВ. Она называлась «Райские яблоки». Там также четыре женщины ведут в прямом эфире передачу, только, естественно, на грузинском языке. «Райские яблоки» построены на импровизации: сценарий заранее не прописывается, и если кто-то из ведущих не может быть в эфире, то ее могут вести две или три из них. Понадобилось около года, чтобы запустить что-то похожее у нас. Проблемы возникли из-за отсутствия отдельной студии, поскольку невозможно каждый раз разбирать и собирать декорации к прямой трансляции. Было найдено и оборудовано складское помещение, выстроены специальные декорации. Выход в эфир осуществляется через ПТС, для связи с которой был проложен через стену кабель. Прием телефонных звонков, связь ведущих с продюсером и режиссером происходила в соседней комнате, где стоял монитор.
Сейчас с технической точки зрения программа изменилась. За всеми процессами, происходящими в студии, наблюдают из специальной аппаратной, где сидит режиссер программы. Именно он и командует, когда нужно прерваться на рекламу, когда в студию поступил звонок.
— А как сами ведущие понимают, что нужно сделать паузу?
— Для этого у нас есть специальные условные обозначения, — объясняет Александра Снегина. — Своя азбука Морзе, если можно так выразиться. Если, например, впереди реклама, на пальцах в буквальном смысле показываю, сколько минут осталось до ее начала. Если же звонок, теми же пальцами показываю трубку.
Пока беседую с автором проекта, ведущие рассаживаются по местам. На каждом кресле провода — они подключаются к гарнитуре, на языке телевизионщиков — к «уху» каждой из девочек. Ассистенты звукорежиссера Иван и Наталья аккуратно цепляют микрофоны.
— Можно начинать трактовать, — командует Александра.
Каждая из ведущих прогоняет свои реплики, небольшие монологи. Теперь-то понимаю, на что так похожа программа. «День в большом городе» следует принципу широко известного американского фильма «Секс в большом городе», где тоже четыре героини разбирают в каждой серии историю, в которую попадает одна из них. Авторы «Дня», в свою очередь, объявляют тему и предлагают зрителю делиться своим жизненным опытом. Тем самым передача приобретает форму интерактивного оригинального документального сериала, состоящего из огромного количества жизненных историй, которые невозможно воплотить ни в одном сценарии.
Ведущие импровизируют, выносят свою собственную оценку той или иной истории. Наблюдать за этим, признаться, чрезвычайно интересно, поскольку свежесть реакций ведущих и оригинальные выходы из тех или иных ситуаций, которыми телезрители делятся по телефону, позволяют человеку проецировать услышанные истории на свои проблемы и принимать решения.
Однако еще интереснее наблюдать за тем, когда остаются считаные минуты до эфира. Ведущие в очередной раз достают чуть ли не из-за пазухи косметички и припудриваются.
— Когда я говорю, одновременно с этим орет «ухо», сбиваюсь с мысли! У вас не так? — жалуется Ольга Нефедова и просит не смешить ее. — А еще у меня голос фонит, как в банке. Так не пойдет…
Александра Снегина объявляет минутную готовность, надевает наушники, отбивается заставка ток-шоу и начинается первый блок.
«Здравствуйте, уважаемые зрители! Все изнывают от жары, поэтому сегодня мы решили поговорить о том, что пить, как пить и из чего», — четко и громко произносит приветствие Ольга Плотникова.
У каждого из дней, кстати, своя тема программы. По вторникам это здоровье, правильное питание и красота, в среду ведущие обсуждают вопросы взаимоотношений, семьи и детей. Сегодня же «сытный четверг» — посвящен кулинарным изыскам, вкусным рецептам и хозяйским хитростям. Ну а пятница — самое время поговорить о путешествиях, отдыхе, развлечениях и досуге.
Смотрю программу, что называется, вживую и узнаю для себя много нового. Оказывается, пластмассовые бутылки из-под минеральной воды нельзя использовать больше одного раза. Под действием кислорода начинают выделяться вредные вещества. То же самое и со стаканчиками для кофе, которые изготовлены из материала, похожего на пенопласт. Из них вообще нежелательно пить горячую жидкость, а предназначены они только для холодного напитка.
Пока ведущие обсуждают, сколько каждая в день выпивает воды, оператор-постановщик Вячеслав Дамуть поясняет нюансы самого съемочного процесса: «В съемках задействовано пять камер. В процессе меняются планы, за счет осветительных приборов трансформируем также картинку и структуру передачи. У нас нет такого, что, например, первая камера снимает только крупные планы. Режиссер, который находится в аппаратной, через наушник передает каждому оператору, на кого в данный момент должна быть направлена камера. Они, в свою очередь, пронумерованы. Режиссер — своего рода дирижер, от него зависит, какая будет картинка у передачи. Когда нужно показать деталь, камера наезжает крупно — все они здесь универсальны.
Режиссер Инна СТАНИСЛАВЧИК раздает команды операторам.
Режиссер Инна СТАНИСЛАВЧИК раздает команды операторам.
— Есть какие-то точки, в которых категорически нельзя снимать ведущих?
— В этой программе нет такого, что ведущие должны смотреть в одну точку. Если начитывается подводка, то делается это для зрителей, а значит, на камеру. А когда они общаются между собой, тогда они поворачиваются друг к другу. Мы же, в свою очередь, берем профильные планы, как бы подхватываем их разговор. Каждая из ведущих знает свои камеры: кто сидит по краям, говорят на камеру, расположенную по диагонали.
В самой студии несколько телевизоров. Один — для ведущих, так они могут наблюдать за собой со стороны, второй — для оператора-постановщика. Если, например, цветовая гамма одежды совпадает, оператор-постановщик может поменять ведущих местами. «Если же вижу, что кто-то в красном платье, а в той стороне больше красного цвета, это будет сливаться. То же самое и с желтым углом, когда здесь нежелателен наряд этого цвета», — добавляет Вячеслав Дамуть.
Время первой рекламы. Смотрю, как Александра Снегина показывает три пальца, значит, до перерыва — три минуты. Здорово, в телевизионной азбуке понимаю и я.
Во время рекламы Алеся Лесникова выдыхает: «По-моему, мы сегодня хорошо идем!» Ольга Плотникова просит воды. Инна Югова объявляет, что в следующем блоке будет готовить собственный освежающий коктейль. Слышу, как режиссер говорит в «ухе»: «Молодцы, девчонки! Все хорошо!» Припудривание — и второй блок передачи.
За следующей частью программы иду наблюдать в аппаратно-студийный блок. За пультом и компьютерами несколько сотрудников во главе с режиссером Инной Станиславчик. Именно она руководит всем съемочным процессом. Какая камера должна взять крупный план, а какая — общий, кто в данную секунду должен быть в кадре, когда нужно пускать титры — все это под ее руководством. Все камеры, которые есть в студии, связаны именно с аппаратной. Пять небольших телевизоров отображают картинку, на еще нескольких — заставки программы, и пару телевизоров с общим планом. Инна командует: «Единичка», сейчас работает «тройкой». Это, конечно, не считалка. Режиссер координирует работу операторов.
А кто же принимает звонки? Оказывается, есть для этой роли отдельный специалист. Светлана Гринчик, которая первой узнает, кто звонит, рассказывает о нюансах работы: «Звонки бывают разные, и их очень много. Моя задача — узнать, кто звонит, откуда и что собирается рассказать в эфире. Затем эту информацию я передаю своей коллеге Дарье Бусловой, которая уже и сообщает о звонке одной из ведущих».
— А как вы понимаете, что звонит телефон, ведь самого звука-то нет?
— Вот посмотрите, на самом аппарате есть маленькая лампочка. Когда кто-то звонит, она загорается и мигает салатовым цветом. Все очень просто.
— А «неадекватные» звонки бывают?
— Всякое бывает, но чаще, конечно, люди с реальными проблемами и жизненными историями. Кстати, звонят нам не только женщины, но и мужчины, и даже дети. Позвонить в момент прямого эфира довольно волнительно, нужно иметь определенную смелость и свою точку зрения, которую нужно уметь отстоять. Был у нас постоянный зритель Виктор, которого уже по голосу узнавали. Всегда приглашал ведущих к себе на дачу. А вчера, например, позвонила сельчанка, у которой муж трудится на поле комбайнером. Вот такие разные наши зрители. Кстати, женские проблемы в городе и в селе отличаются, люди живут разными доходами, разной жизнью, разной работой. Естественно, что и взгляд на жизнь у них совершенно разный. Но в программе мы не разделяем героев по месту жительства и половому признаку. Для нас ценен каждый зритель.
bizyk@sb.by