Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Видеть прекрасное в мелочах – тоже талант». О чем пишут молодые художники и что их вдохновляет

О чем говорят краски

Они молоды, безумно талантливы и в восторге от того, чем занимаются, – это все об Анне Садовской, Анастасии Чадий и Марине Трус. В обычной жизни они чаще говорят на языке красок, только у каждой художницы свой акцент и манера общения. О чем пишут современные живописцы? Откуда берут вдохновение? За ответами направились в их мастерские.

Чтобы дама не капризничала

Накануне 25-летия младший научный сотрудник Центра исследования белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Анна Садовская получила ценный подарок – во Дворце Независимости состоялась ее первая персональная выставка, на которой было представлено десять работ:

– Вместе со мной в выставке участвовали Николай Исаенок и Анна Кононова. Мы художники разных поколений, но в своих картинах уделяем внимание одной ценности: любви к родной стране.

Отношения с живописью у Ани начали складываться в детстве. Родители могли усадить ее за стол, дать альбом и фломастеры и «потерять» ребенка на полдня. С тех пор в жизни художницы мало что изменилось: с собой у нее всегда скетчбук для зарисовок («Друзья дарят на каждый праздник») и карандаши, а процесс создания рисунков ее завораживает не меньше, чем 20 лет назад. Да и мысли расстаться с творчеством никогда не возникало, признается Аня:

– Как спортсмену невозможно распрощаться с большим спортом, так художнику – с живописью. Не было ни дня без красок и кисточек. Один из преподавателей в университете гово­рил: «Живопись как женщина: нельзя надолго оставлять ее без внимания, иначе начнет капризничать». Так вот, моя «женщина» окружена постоянной заботой.

Аня пишет пейзажи, причем исключительно сезонные: никогда не берется за зимние картины летом и наоборот. Почему? Художница поясняет:

– Мне необходимо видеть то, что пишу. Еще не доросла до того, чтобы с легкостью красками передавать теплый летний вечер, когда за окном хлопьями валит снег. Больше всего вдохновляют зима и весна. В это время природа раскрывается, у оттен­ков появляется «жемчужность».

Видеть прекрасное в мелочах

Успехами в творчестве студентка Белорусской государственной академии искусств Анастасия Чадий во многом обязана Николаю Кузьмичу Дуброве. Очень важно встретить в детстве того, кто будет направлять и вдохновлять профессионально. Он руководил народной любительской студией изобразительного искусства «Фарбы» в Мозыре, куда на занятия приходила и Настя:

– Для меня Николай Кузьмич – пример того, как нужно любить свою профессию. Каждый день – праздник это или выходной – в 05:00 он был уже в мастерской. За работой у него всегда горели глаза.

По наставлению педагога в 2012 году Анастасия впервые поучаствовала в выставке:

– Николай Кузьмич говорил, что показывать свои работы широкой аудитории нужно не для того, чтобы заявить о себе и своем мастерстве. Художник должен стремиться демонстрировать красоту родной земли, людей, которые на ней живут. Не нужно кому-то подра­жать, кого-то копировать. Важно заземлиться и делать то, что близко. 

Наделить материальное духовным – одна из задач художницы. Она стремится к тому, чтобы каждую деталь на ее картине хотелось рассмотреть и потрогать, – этому Настя учит и своих подопечных: студентка проводит занятия в арт-студии «квАдРаТ» в Мозыре.

– Приходят дети и взрослые. Первый раз брать в руки кисть или карандаш всегда страшно, – рассказывает девушка. – Многие думают, мол, на уроках ИЗО получали плохие отметки, поэтому ничего не получится, но это не так. Мне, например, в школе учитель поставила как-то двойку и сказала: «Это не ты делала, родители помогали». 

Работы учеников арт-студии можно увидеть на выставках проекта #НовыяIмёны в Мозыре, он стал площадкой для презентации произведений представителей разных профессий и возрастов. Но начинающие художники благодарят учителя далеко не за возможность показать свои картины, добавляет Настя:

– Многие признаются, что стали тоньше чувствовать окружающий мир: замечают, что трава не просто зеленая, а с вкраплениями желтого, крыши зданий иначе выглядят при разной погоде. Видеть прекрасное в мелочах – тоже талант.

Профессиональная привычка

В семь лет родители студентки БГАИ Марины Трус записали дочь в художественную школу. Тогда они еще не догадывались, что помогли ей сделать первый шаг навстречу искусству, делится Марина:

– Мама и папа всегда были главными критиками. Лучшие работы они соби­рали и вывешивали дома. К момен­ту мое­го поступления в Гомельский госу­дарственный художественный колледж наша квартира напоминала галерею. И сейчас мама просит присылать фотографии новых картин и «заказывает» одну из них домой. 


Больше всего студентке нравится писать пейзажи («Процесс их создания пропитан чем-то волшебным») и портреты. Общаясь с натурщиком, Марина с интересом изу­чает, как его характер отражается на лице, наблюдает за мимикой:

– В мире не найдется двух абсолютно одинаковых внешне людей, даже в близнецах есть едва заметные различия. И у каждого своя судьба, своя история – все это необходимо отразить в портрете. У меня уже вошло в привычку рас­сматривать незнакомцев на улице, в общественном транспорте. Поэтому, если какой-то прохожий вас внимательно изучает, с большой долей вероятности можно утверждать, что это художник. А еще вычислить живописца можно по пятнышкам краски на одежде: как бы ни старался не запачкаться, выйти чистым из мастерской не получится.

В прошлом году Марина написала одну из самых внушительных работ в карьере. На холсте размером 130 на 204 сантиметра она изобразила предков:

– В детстве любила рассматривать фотографии в альбомах бабушки. Заметила, что у нее нет общего снимка с мамой, братьями и сестрами. Повзрослев, исправила это: с помощью масла написала семейный портрет. На его создание ушел не один месяц, но результат того стоит.

shestakevich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter