О братьях-славянах

Среди загадок европейской истории едва ли не самой запутанной и дискуссионной остается тема происхождения славян

Эдуард ЗАГОРУЛЬСКИЙСреди загадок европейской истории едва ли не самой запутанной и дискуссионной остается тема происхождения славян. Кто они, наши предки? Где зародился один из крупнейших народов мира и как распространялся по континенту? Ответы на эти вопросы, волнующие каждого, кто интересуется корнями предков, столетиями ищет наука. Но, кажется, ясности не прибавляется. 

Ведь мало того что едва ли не каждая славянская страна считает за честь доказывать, что именно тут находятся истоки этноса, так еще и историки неславянских государств стремятся «вытолкнуть» славян из древней Европы. Они или ограничивают их прародину припятскими болотами, или, как это делает Британская энциклопедия, называют мигрантами из Азии. К тому же не приближает к истине и то, что археологи, этнографы, лингвисты и антропологи привыкли опираться только на свои собственные исследования, не всегда соотнося их с работами специалистов смежных дисциплин. 

Подняться над групповыми интересами и нарисовать комплексную беспристрастную картину — такую цель поставил перед собой известный белорусский историк и археолог, доктор исторических наук, профессор Эдуард Загорульский. Его монография «Славяне: происхождение и расселение на территории Беларуси», изданная в БГУ, уже получила резонанс в научном мире, и если не поставит точку в дискуссии, то совершенно точно сблизит позиции оппонентов. Ведь в основу аналитического исследования ученого легло более 300 работ его коллег, в которых он нашел пищу для размышлений. 

Главный вывод, который делает исследователь, заключается в том, что славяне не более молодой народ по сравнению со своими соседями — германцами и балтами, как считалось до сих пор. По его мнению, все три этноса сформировались одновременно в результате смешения индоевропейцев с местным неолитическим населением Европы, и произошло это в середине 3-го тысячелетия до нашей эры. 

— Тогда почему же наука не находит их следов в этот период? Они, эти следы, есть, — считает ученый. — И находятся они на территории восточной Германии и Польши. Но приписываются германским племенам, так как в свое время по националистическим и политическим мотивам господствовал тезис, что земли «фатерлянда» должны быть только «исконно немецкими». Правда, некоторые следы славянской культуры отрицать было невозможно, и тогда на свет появилась абсурдная идея, что германцы, дескать, в некий период ушли воевать с Римом, а оставленные ими земли тут же заняла хлынувшая с востока славянская масса. Но на востоке славян тогда не было, вот в чем дело! Они были коренными жителями Эльбо-Висланского междуречья, германцы пришли туда позже из Ютландии и Скандинавии. Об этом свидетельствуют не только археологические находки, подтверждающие распространенность так называемой культуры шаровидных амфор — первой славянской культуры, как я считаю, но и лингвистические данные. Славянская топонимика на территории Германии более древняя, чем германская. Кстати, германская фальсификация благополучно существовала еще и благодаря позиции некоторой части советских ученых, стремившихся искать славянскую прародину только на территории Восточной Европы, и выводы которых тоже в значительной мере были политизированы. 

Почему славяне в середине первого тысячелетия нашей эры двинулись на восток и юг — отдельный вопрос. Причин, видимо, было несколько. Но уже сам факт, что славяне за относительно короткое время смогли расселиться на больших пространствах Юго-Восточной и Восточной Европы и быстро стать доминирующим этносом, позволяет заключить, что их изначально было много. Предполагается, что главной причиной начала широкого славянского расселения стала чрезмерно увеличившаяся плотность населения.

Расселяясь на новых землях, славяне смешивались с местным населением и постепенно утратили свое единство, образовав три ветви — западную, восточную и южную. C балтами, на земли которых они пришли, славяне, судя по всему, не конфликтовали и довольно быстро приобщили их к своей культуре. Они принесли с собой новые, более производительные, орудия обработки земли и сельскохозяйственной продукции. Впрочем, что-то и позаимствовали.

Анализируя научные работы, Эдуард Загорульский убедительно доказывает, что не было в природе «хрестоматийных» славянских племен — радимичей, кривичей и дреговичей. У всех этих слов балтские корни — «радимас», «кривс», «дрегвас». Славяне приспособили чужое слово к своему языку. Более того, они в то время уже не делились на племена, так как представляли собой более высокий тип общности — народность.

По мнению ученого, не было и так называемой балтославянской общности — некоего «промежуточного» народа, из которого, как предполагалось, вышли славяне и балты. Славяне на той территории, на которой они распространились, значительно превосходили балтов по численности и быстро их ассимилировали. Причем, поскольку балтские земли тогда простирались до широты современного Киева, а на востоке — до Москвы, то новые гены почти в равной мере достались всем восточным славянам. 

Тем не менее после ассимиляции балтов славянская культура XI—XII веков продолжала оставаться монолитной. И это, как считает ученый, один из аргументов против предпринимаемых попыток преувеличения масштабов влияния балтского и других этносов на славян. В последующее время белорусы, русские и украинцы формировались на общей этнической основе — древнерусской народности.

pat_50@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...