Гость "СОЮЗа" - режиссер и продюсер Валерий Тодоровский

О "Большом" и не только

Фильм "Большой" режиссера Валерия Тодоровского с успехом идет сейчас на экранах Союзного государства. Так, в России он занимает третье место по сборам и сеансам, уступая лишь "Мечу короля Артура" и "Стражам Галактики-2".

Тодоровский снимал в Минске не только «Большой», но и ставший культовым фильм «Стиляги».  Белорусскую столицу он считает удобным для кино городом.
KINOPOISK.RU

Съемки "Большого" проходили в Москве и Минске. Белорусская столица для Тодоровского - второй дом. На "Беларусьфильме" находится его студия. В 1998 году он получил в Минске Гран-при за "Страну глухих", снимал "Стиляг" и "Оттепель". В 2014-м возглавлял жюри Минского международного кинофестиваля "Лiстапад". Продюсерская работа Валерия Тодоровского заслуживает особого внимания. В его послужном списке такой шедевр, как "Каменская", снятый на "Беларусьфильме"...

- Валерий Петрович, почему вы снимаете в Беларуси?

- Минск очень удобный для кино город. Когда мы снимали "Стиляг", то перекрыли проспект Независимости в центре столицы. В Москве такое невозможно.

- У вас даже кабинет есть на "Беларусьфильме".

- "Беларусьфильм" - работающая студия с хорошими и профессиональными людьми. Минск - это возможность сбежать из Москвы, от шума и суеты. В Минске я снимал "Любовника" с Олегом Янковским в главной роли, "Стиляг", "Оттепель".

- Как проходил отбор для "Большого"?

- Главные роли достались Маргарите Симоновой из варшавского "Большого театра Национальной оперы" и Анне Исаевой из Москвы. Одну из ролей в картине исполнил французский артист балета, хореограф Николя Ле Риш. Кроме того, в ленте снялись Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина и Александр Домогаров. 82-летняя Алиса Фрейндлих специально брала уроки балетного мастерства в "Мариинке", сыграла строгую наставницу. Кастингом артистов занималась Татьяна Талькова (вдова Игоря Талькова. - Прим. авт.). В кастинге главное не лениться. История с утверждением на роль тянется иногда месяцами. Аню Исаеву утверждали 9 месяцев. За это время она расслабилась и открылась. Тут важно слушать внутренний голос. Феллини, когда запускался с фильмом, давал объявление в газете. К нему приходили с улицы старики, дети. Кастинг дает возможность увидеть разных людей. Это один из счастливых процессов.

- Но в "Большом" у вас мало профессиональных артистов.

- Драматические актеры так не сыграют балетных артистов, поэтому мы искали актрис среди балерин. Например, сыгравшая героиню в детстве - член сборной по гимнастике. Она может в узел завязываться. Гимнастки не знают слово усталость, но у них другое тело, чем у балерины.

- "Большой" - это фильм про академическую школу. Фильм современный, не исторический. Смотрели ли вы фильмы о балете?

- Фильмов про балет не так уж много. Я люблю "Черный лебедь", но это триллер. Был фильм с Барышниковым. Сейчас снимает Рейф Файнс о Нуриеве. Он его знал. У него играет Чулпан Хаматова, учится танцевать. Однажды за кулисами я увидел, как девочки переодеваются в пачки и превращаются в лебедей. Вот об этом я хотел снять фильм: о превращении девочек в лебедей. Большой балет - это не только золото лож. Фильм про мальчиков и девочек, которые приходят в этот мир и проживают в нем кусок своей жизни, может быть, чтобы 10 минут потанцевать на сцене. И только сняв этот фильм, я понял, что люблю балет.

- Как проходили съемки?

- Большой театр - самодостаточный. Ему не нужна реклама. Название "Большой" - международный бренд. К нам отнеслись настороженно. Театр все время занят. И то, что удалось поснимать в его стенах, счастье. В Большом и прошла премьера "Большого". Кстати, первая премьера на сцене этого театра была фильма "Броненосец "Потемкин".

- Вы будете снимать второй сезон "Оттепели"?

- Чтобы сделать второй сезон "Оттепели", мне надо год просидеть над сценарием. "Оттепель" была моим авторским проектом, мне дали карт-бланш, и это сработало.

- Ваш отец - командир минометного взвода 1-го Белорусского фронта - умер, не завершив фильм о войне "Встреча на Эльбе". Фильм завершила его вдова Мира Тодоровская, а вы ей помогали. Знаю, что вашей маме для этого понадобилось продать квартиру. Этот поступок вызывает уважение.

- На Эльбе отец закончил войну. Ему был 21 год, когда он стал комендантом, правда, другого городка. Волею судеб мама стала режиссером. Хотя прежде снимала картину "Жена Сталина". В фильме звучит музыка Петра Тодоровского. Стилизовал музыку Алексей Айги. В финале на экране появляется сам Петр Тодоровский со всеми военными регалиями. Помимо двадцатилетних актеров снималась Ирина Пегова, сын покойного Андрея Краско и польской актрисы Мириам Александрович, внук актера Ивана Краско - Ян Краско.

Но главное: удалось сохранить интонацию Петра Тодоровского. Если бы он сам снимал фильм, наверное, так бы и снял.

Татьяна Хорошилова

sh@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter