О больших и маленьких

О торговле

Вы обычно в какой магазин ходите за продуктами? В тот, который в соседнем доме на первом этаже, или шагаете квартал–другой к дискаунтеру? Возможно, на вашей улице ни в одном из окрестных домов и нет продмага. А может, вы в него просто давно не заглядываете. Потому что уже привыкли: подъехать одну остановку на троллейбусе, там, в крупном торговом зале, наверняка акция будет, что–то со скидкой продадут. Или вдруг попадется на глаза какое–нибудь полезное для здоровья одеяло, которое, оказывается, — предмет первой необходимости...


Это я к тому, что от поведения потребителей сильно зависит погода на розничном рынке. Он растет, и хозяева маркетов этому явно рады. Специалисты Минторга подсчитали: у нас на 1.000 человек приходится около 400 квадратных метров торговых площадей. В планах — чтобы в ближайшие годы стало не меньше 600. И с такими замыслами странно было бы не радоваться достаточно бурному развитию крупных сетей. Но если пустить этот процесс на самотек, мелкая торговля окажется на грани вымирания. Просто не выдержит конкуренции. Здесь нужно искать разумный баланс. Об этом давно говорят и чиновники, и представители бизнес–ассоциаций. Однако в последнее время разговоры пошли особенно активно.


Дискуссии разворачиваются вокруг законопроекта «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Его в прошлом году разработал Минторг. Документ предлагает меры по защите небольших магазинов, недопущению монополии крупной розницы. Бизнес–союзы, взвесив со своей стороны все «за» и «против», обратились с письмом к Премьер–министру. В несбалансированном развитии сферы они видят «угрозу экономической безопасности нашей страны». Тревогу вызывает «факт захвата розничного рынка страны предприятиями с иностранными владельцами». В Правительстве отреагировали оперативно: создана комиссия по развитию конкурентной среды в торговле. Еще одна площадка для диалога.


Обеспокоенность предпринимателей понять можно. Ведь есть здесь и другая сторона, невидимая для потребителя. Взаимоотношения магазинов и поставщиков. У администраторов торговых сетей козырей в рукавах побольше, чем у хозяев мелких магазинов. Говорят, не всегда добросовестно ими пользуются. Могут откладывать срок оплаты за поставленный товар. Или даже просить плату за полки, за саму возможность продаваться в сети. А поставщики будут терпеть, чтобы не терять крупный сбытовой канал. Если такие методы недобросовестной конкуренции для нас пока лишь досадные исключения, зачем дожидаться, когда они станут массовыми? Лучше действовать, так сказать, превентивно. С любым пагубным увлечением ведь как с вредной привычкой. Проще не приучать себя, чем потом с ней бороться.


Но действительно ли ситуацию пора описывать теми словами, которые процитированы? Не сгущаются ли краски? Возьмем, например, предложение ограничивать количество магазинов одной сети. «Таков мировой опыт. Поймите, не я это придумал», — убеждает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. В Ассоциации розничных сетей возражают: за границей торговую сеть обычно ограничивают, если она начинает занимать около 30 процентов рынка. В Беларуси же ни одна из них пока не дотягивает и до 10 процентов. Исключительно в формате гипермаркетов работают лишь несколько. Остальные открывают и крупные, и небольшие магазины шаговой доступности.


На недавнем «круглом столе» в Совете Республики высказались представители торговых сетей. Их юристы раскритиковали проект закона. Говорят, принимать его в нынешнем виде никак нельзя. А то, мол, опять все зарегулируем, а потом будем метаться в поисках вариантов либерализации. Да, у мелкой и крупной розницы мнение о законопроекте очень разное.


Тема горячая. Все–таки законопроект затрагивает интересы крупной и важной сферы. Пускай эмоциональной аргументации иногда здесь больше, чем фактической. Как журналист наблюдаю за этим с некоторым удовольствием. Ведь налицо участие в нормотворческом процессе самой широкой аудитории. А коль так, то и окончательное решение должно быть взвешенным. Предложения в Правительстве ждут до начала февраля. На весенней сессии депутаты намерены принять новый закон.


Как потребитель признаюсь: в будние дни чаще захожу в небольшой магазин в двух минутах ходьбы от дома. А вот в выходные можно проехаться и до «гипера». Так сказать, затовариться. Кое–что там действительно заметно дешевле, богаче выбор. То есть однозначно высказываться в пользу той или иной формы торговли — бессмысленно. Для удобства клиента нужны и те и другие. Главное, чтобы законодательно было обеспечено сохранение разумного баланса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter