О бедной овечке замолвите слово

ЕСТЬ у белорусов пословица: «авечка — вакол чалавечка». Веками кормила овца людей, одевала и обувала. Неприхотливое к содержанию и кормам животное было известно еще нашим предкам-кривичам. История овцеводства — весьма любопытный источник для изучения и развития нашего сельского хозяйства. Однако она за последние три-четыре десятка лет имела порой очень непростые вехи…

У белорусского потребителя начинает возрождаться «мода» на баранину. Возродится ли забытая отрасль?

ЕСТЬ у белорусов пословица: «авечка — вакол чалавечка». Веками кормила овца людей, одевала и обувала. Неприхотливое к содержанию и кормам животное было известно еще нашим предкам-кривичам. История овцеводства — весьма любопытный источник для изучения и развития нашего сельского хозяйства. Однако она за последние три-четыре десятка лет имела порой очень непростые вехи…

Начнем со статистики: если в 1991 году в Беларуси в обоих секторах насчитывалось 475,3 тыс. голов овец, то уже через 20 лет отара страны уменьшилась до неполных 50 тыс. Причем общественный сектор сократился почти в 70 раз, частный оказался живучее, уменьшившись всего в 4 с половиной раза. Хотя статистика помнит и о временах, когда поголовье исчислялось 1,5—2 с лишним миллионами овец. Сейчас же произошло фактическое избавление от поголовья, отрасль многие считают убыточной. Осталось несколько коллективных и фермерских хозяйств, а в Витебском госплемобъединении и на ферме Витебской ветеринарной академии, к счастью, сохраняются остатки чистокровной романовской породы. Той, что дает лучшую в мире шубную овчину и отменного качества мясо. Пока существует и специализированная лаборатория по овцеводству в НПЦ по животноводству НАН Беларуси, ученые и специалисты которой вместе со своими витебскими коллегами регулярно подают голос в поддержку овцеводства.

Только ли рост производства искусственного меха и других синтетических материалов, вал дешевых дубленок и шерсти из-за рубежа или чернобыльская беда повлияли на столь существенное сокращение поголовья? Возможно, эти факторы совместно с экономическими и играли определенную роль. Но как это понять, если во все времена овцеводство было на наших землях востребованным? Хочется верить, что очень скоро в решение этого вопроса будет внесена ясность, так как еще в конце 2010 года Президент Александр Лукашенко потребовал изучить вопрос развития овцеводства, а также и других, до недавнего времени забытых, направлений сельхозпроизводства.

В пресловутые 90-е годы убыточным овцеводство было объявлено и у наших ближайших соседок, России и Украины. Хотя теперь доля общественного сельхозпроизводства в этих странах ниже, чем в Беларуси, там уже начинают работать специальные госпрограммы. К примеру, в России на 2012 год заложены субсидии на содержание племенного маточного поголовья в размере 400 млн. руб. Субсидии на овцематку, козоматку, ярку старше года — в размере 670 млн. руб. Более того, еще треть от этих сумм правительство поручило дофинансировать регионам. Среди основных показателей российской программы — увеличение поголовья овец с 21,8 до 28 млн. голов. В Украине активно осуществляются региональные программы поддержки овцеводства, рассматривается возможность отмены НДС и пошлин при импорте племенных животных (сейчас, к примеру, овцематка-чистокровка стоит от 500 до 2500 евро). От этого выиграют и фермеры, и потребители, для которых баранина станет таким же привычным продуктом, как свинина или говядина. Конечно, и Украина, и Россия по производству баранины на душу населения или шерсти в десятки, сотни раз отстают пока от признанных лидеров мирового овцеводства: Китая, Новой Зеландии или Австралии. Но мы-то отстаем еще больше!

В начале 90-х поголовье овец сократилось во многих странах Центральной и Восточной Европы. Например, в Чехии оно уменьшилось в восемь раз, но правительство решило выделить государственную дотацию на каждую овцематку в размере 60 евро. И это помогло.

Но европейским примером отношения к отрасли многие считают Англию, где разводят овец более чем 50 различных пород, а их общая численность превышает 36 миллионов. И ведь явно же не в убыток себе работают! Кстати, о вековом уважении британцев к овцеводству говорит и тот факт, что лорд-спикер в Палате лордов сидит сегодня на мешке с шерстью — обычай зародился еще в средние века, когда Англия была главным экспортером шерсти и шерстяных изделий в Европу. Любопытно и то, что на первом своем памятнике великий Шекспир изображен с тем же мешком — это лучшее, по мнению англичан, что может подчеркнуть почтенность и солидность человека…

По мнению Вячеслава Николайчева, доктора сельскохозяйственных наук из московского НИИСХ «Немчиновка» Россельхозакадемии, «овцеводство имеет не только хозяйственное, но и социальное значение. Для его развития не требуется капитальных помещений, дорогостоящего оборудования, как для содержания других видов животных. От фермы, где находятся овцы, нет даже характерного запаха. В рационе овцы должно быть всего около 30 процентов (по питательности) концентрированных кормов. Для сравнения: в рационе коровы таких кормов должно быть 55, свиньи — не менее 80 процентов».

Так какая же судьба уготована белорусскому овцеводству? Для начала давайте попробуем найти в магазинах баранину — едва ли, разве что на центральном столичном рынке. А ведь по калорийности она превосходит говядину, холестерина в ней в 2—4 раза меньше, чем в говядине и свинине.

А разве залеживаются на прилавках валенки Смиловичской валяльно-войлочной фабрики, единственного в республике производителя такой обуви в промышленном масштабе? Нет, конечно, хотя сырье для производства ей приходится в основном закупать за валюту. Своей-то шерсти практически нет.

По мнению специалистов НПЦ по животноводству НАН Беларуси, которое изложено в опубликованных ими рекомендациях по развитию этой отрасли, основной задачей в общественном овцеводстве является сохранение оставшихся стад овец и некоторое увеличение их численности. Следует учитывать тот факт, что в основном поголовье содержится в личных и фермерских хозяйствах, племенная работа в которых практически не ведется. Именно с этим связаны большой недобор продукции, невысокое ее качество и неудовлетворительное воспроизводство стада. При этом от фермеров и обычных сельчан в адрес овцеводов и органов власти поступают обращения по поводу приобретения племенного молодняка овец. При нынешнем же состоянии общественного овцеводства удается удовлетворить спрос только на племенных баранчиков, тогда как потребности в племенных ярках пока можно обеспечить только на 20—25 процентов.

В перспективе, считают ученые, для сохранения генофонда ценных пород и типов овец и более полного обеспечения нужд населения и хозяйств племенным молодняком желательно иметь государственные племенные фермы на 1—1,5 тыс. голов овец в Минской, Витебской и Гродненской областях. По причине дотирования отрасли предполагается поголовье овец в общественном секторе на уровне 8—10 тыс. голов. Поэтому основное внимание в ближайшие годы следует уделить крестьянским (фермерским) хозяйствам по разведению овец.

К тому же в настоящее время страна не располагает генофондом специализированных мясных пород овец, а работа по их созданию из-за низкой численности поголовья результатов не принесет. По этой причине, говорится в рекомендациях, основным методом создания овцеводства мясного направления является скрещивание имеющихся местных пород и типов с лучшими мясными породами мирового генофонда. При этом необходимо учитывать, что специализация овцеводства на высокое производство баранины требует наличия овец, отличающихся достаточно высокой плодовитостью и мясной продуктивностью. По мнению специалистов, этому требованию в полной мере отвечают овцы многоплодного полутонкорунного типа, которые разводятся в СПК «Конюхи» Ляховичского района, а также занимают значительный удельный вес среди поголовья овец в крестьянских и фермерских хозяйствах республики. Так что увеличение мясных качеств животных позволит более эффективно использовать существующие отечественные породы и типы овец, а это в конечном итоге и будет способствовать развитию отрасли.

Словом, перспективы просматриваются. Естественно, за год-два крупномасштабного развития отрасль не получит, но возможностей и оптимизма у людей предприимчивых должно прибавиться. К примеру, в конце минувшего года уже было объявлено о разработке одной белорусской компанией бизнес-плана строительства овцеводческого хозяйства численностью 10 тысяч голов единовременного содержания в Логойском районе. Внушает надежду и то, что баранина как экологически чистый продукт попросту «входит в моду», а спрос на здоровое и чистое питание год от года будет только увеличиваться.

Возвращаясь к установке главы государства о необходимости изучения вопроса развития и этой отрасли, и других, до недавнего времени забытых, направлений сельхозпроизводства, можно вспомнить и об импортозамещении (ну неужели не в состоянии накормить своими силами людей бараниной?), и о народной мудрости: если производитель перестает ходить на рынок как продавец, то ходит на него как покупатель…

Петр РОМАНЧУК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter