О банкротстве начистоту

Все большую актуальность приобретают в нашей стране проблемы экономической несостоятельности...

Времена нынче экономика переживает не лучшие. А потому все большую актуальность приобретают в нашей стране проблемы экономической несостоятельности (банкротства) в условиях экономического кризиса. Отсюда и значимость деятельности хозяйственных судов в сфере предупреждения экономической несостоятельности (банкротства) при рассмотрении дел этой категории. Именно этой теме и было посвящено заседание «круглого стола», которое состоялось в Хозяйственном суде Минской области. В нем участвовали не только руководители и судьи этого суда, но и представители Департамента по санации банкротству Министерства экономики, Комитета экономики Минского областного исполнительного комитета, Минского областного территориального отдела по санации и банкротству Минэкономики, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, управляющие по делам о банкротстве, студенты юридических факультетов ряда вузов. Разговор состоялся очень содержательный и глубокий. Впрочем читатели могут убедиться в этом сами.

Анатолий ГАРНОВСКИЙ, председатель Хозяйственного суда Минской области: Открывая заседание «круглого стола», посвященное обсуждению вопросов практики применения законодательства и оптимизации процедур экономической несостоятельности (банкротства), хочу отметить, что данная тема была и остается актуальной не только для системы хозяйственных судов, но и для экономики республики в целом. В условиях все более ускоряющегося технологического и экономического развития многие предприятия и организации, независимо от форм собственности, подвержены риску оказаться в кризисной ситуации и, как следствие, объявить о своей экономической несостоятельности.

Статистические данные о работе Хозяйственного суда Минской области свидетельствуют о том, что количество заявлений о банкротстве в хозяйственный суд, а также количество возбужденных дел о банкротстве постоянно растет. Также увеличивается и число возвратов заявлений о банкротстве.

Однако, несмотря на то что в прошлом году практически все белорусские субъекты хозяйствования в той или иной мере ощутили на себе последствия мирового финансового кризиса, я не могу сказать, что причины увеличения количества поступающих в хозяйственные суды заявлений о банкротстве связаны исключительно с последствиями событий на финансовых рынках.

Проблема неэффективного управления собственностью существовала всегда. Поэтому оздоровление экономики, в том числе и посредством процедур экономической несостоятельности (банкротства), можно рассматривать как своего рода «естественный отбор», происходящий в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) отнесены к категории наиболее сложных дел, подведомственных хозяйственным судам. В основе процедуры банкротства всегда клубок конфликтов и противоречивых интересов, социальных проблем, а ответственность за их правильное разрешение возлагается на хозяйственный суд.

Именно поэтому в Высшем Хозяйственном Суде уделяется повышенное внимание работе хозяйственных судов по рассмотрению и разрешению дел о банкротстве. 13 ноября 2008 г. состоялся Президиум Высшего Хозяйственного Суда по отдельным вопросам организации работы хозяйственных судов по рассмотрению дел этой категории и соблюдения законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). На нем выработаны определенные рекомендации и поставлены перед хозяйственными судами задачи, требующие своего разрешения. Президиумом указано на необходимость активизации работы хозяйственных судов по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), повышения качества и оперативности рассмотрения дел этой категории, единообразного применения законодательства, улучшения взаимодействия хозяйственных судов с государственными органами и организациями по вопросам обеспечения процедур экономической несостоятельности (банкротства), повышения персональной ответственности руководства хозяйственных судов и судей за разрешение поставленных задач.

Безусловно, в силу многообразия отношений, регулируемых законодательством о банкротстве, и еще большего многообразия споров, вытекающих из них, практически сложно выработать рекомендации по всем вопросам, возникающим в судебной практике. Тем более что законодательство о банкротстве требует своего дальнейшего совершенствования. В то же время результаты проверок состояния дел о банкротстве показали, что действительно нет неразрешимых проблем, препятствующих своевременному завершению ликвидационных процедур. Очень многое в их решении зависит от активной позиции конкретного судьи.

Целью проведения сегодняшнего мероприятия является прежде всего конструктивный диалог, обмен положительным опытом в рассмотрении отдельных вопросов, возникающих при разрешении дел о банкротстве, и обсуждение тех проблем, которые требуют своего урегулирования. Установление единой судебной практики, принятие законных и обоснованных судебных постановлений будут способствовать повышению авторитета судебной власти.

Эдуард МАКСИМОВИЧ, заместитель председателя Хозяйственного суда Минской области: В 2009 году рост заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) в сравнении с 2008 годом составил 16 %. Количество поступающих в суд заявлений увеличивается с каждым месяцем как по инициативе должников, так и по инициативе кредиторов. В основном процедура банкротства инициируется в отношении субъектов хозяйствования частной формы собственности. В конце прошлого года в производстве суда находилось 6 дел в отношении государственных организаций или организаций с долей государственной собственности.

Судом возвращено: в 2008 году — 31 % от поступивших заявлений о банкротстве, в 2009 году – 34 %, а в истекшем периоде 2010 года – 62 %. Основная причина возвратов – это несоответствие заявления и приложенных документов требованиям, предусмотренным Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

В 2010 году всего поступило 86 заявлений, из которых 16 — повторно, после устранения указанных судом недостатков. Из общего числа поступивших заявлений: 17 принято к рассмотрению с возбуждением конкурсного производства; 53 заявления возвращено (5 — в связи с заявлением о возврате; 2 — из-за подписания ненадлежащим лицом, 46 — по причине несоблюдения требований ст.ст. 22—30 Закона о банкротстве); по 16 заявлениям назначено судебное заседание по вопросу их принятия к рассмотрению. Из 17 принятых к рассмотрению заявлений 7 подано должником, 6 — ликвидационной комиссией при Борисовском райсполкоме, 3 — налоговыми инспекциями (Борисовского, Червенского районов, г. Заславля); 1 — Минским областным управлением ФСЗН.

Как показывает статистика, в общей массе заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) увеличивается доля заявлений, подаваемых должниками со ссылкой на ст. 8 Закона о банкротстве, подп. 1.11 п. 1 Указа Президента от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)», — обязательность подачи заявления должника в хозяйственный суд.

В минувшем году в апелляционную инстанцию Хозяйственного суда Минской области поступило 4 апелляционные жалобы на определения о возврате заявлений о банкротстве, а за истекший период нынешнего — уже две. Ни одна из апелляционных жалоб не была удовлетворена, все определения суда первой инстанции о возврате заявлений о банкротстве оставлены без изменения.

Остановлюсь на некоторых характерных случаях практики рассмотрения дел апелляционной инстанцией Хозяйственного суда Минской области. Так, 17 ноября прошлого года определением по делу суд возвратил обществу с ограниченной ответственностью заявление должника о своем банкротстве. Возврат заявления суд мотивировал тем, что ООО не направило копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, не указало сведений об имеющихся денежных средствах общества, а также не приложило документы, подтверждающие наличие задолженности. Не согласившись с определением хозяйственного суда первой инстанции, должник обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить данное определение. ООО ссылалось на то, что должник в заявлении о своем банкротстве указал, что стоимость принадлежащего ему имущества составляет 69 680 000 руб. В соответствии с п. 1 ст. 128 Гражданского кодекса Республики Беларусь денежные средства, а также размер дебиторской задолженности, т.е. права требования, также охватываются понятием имущества. По утверждению должника, ни Закон о банкротстве, ни какой-либо иной нормативный правовой акт, регулирующий вопросы экономической несостоятельности (банкротства), не предусматривает, что в заявлении должника должны быть раздельно указаны величина денежных средств (как наличных, так и безналичных), стоимость имущества, не относящегося к денежным средствам. Статьей 24 Закона о банкротстве предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению должника. Среди этого перечня отсутствует указание на документы, подтверждающие направление копии заявления должника о банкротстве. По утверждению представителей общества с ограниченной ответственностью, в данном случае подача в хозяйственный суд заявления должника о своем банкротстве является обязательной. Следовательно, такое заявление принимается хозяйственным судом, а недостающие документы в установленном порядке истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству.

Апелляционная инстанция, рассматривая жалобу, пришла к выводу о том, что определение Хозяйственного суда Минской области от 17.11.2009 о возврате заявления о банкротстве ООО отмене не подлежит. Аргументы при этом были изложены такие. В соответствии со ст. 265 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (ХПК) дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным судом по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве). Требования к форме и содержанию заявления должника, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению, предусмотрены ст.ст. 23, 24 Закона о банкротстве. В силу части 5 ст. 23 Закона о банкротстве должник обязан направить копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Подпунктом 1.17 п. 1 Указа Президента от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Указ № 508) к лицам, участвующим в деле о банкротстве, наряду с лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), отнесены также учредители (участники) должника, их представители. Так, в заявлении указана кредиторская задолженность в размере порядка 79 миллионов рублей перед тремя кредиторами, которым заявление о банкротстве не направлялось, т.е. обязанность должника по извещению кредиторов не выполнена в полном объеме. Кроме того, лицами, участвующими в деле, являются участники общества, подтверждения об извещении которых к заявлению также не были приложены. Требование суда о подтверждении направления копии заявления должника учредителям (участникам) при подаче заявления о банкротстве следует из совокупности указанных норм Закона о банкротстве и Указа № 508.

Статьей 23 Закона о банкротстве установлена форма и содержание заявления должника. В ней определено, что в заявлении должны быть указаны сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности. А ст. 24 Закона о банкротстве установлено, что к заявлению должника также прилагаются документы, подтверждающие наличие задолженности, что в данном случае сделано не было. В соответствии с частью 1 ст. 32 Закона о банкротстве хозяйственный суд возвращает заявление о банкротстве должника и приложенные к нему документы, если они не соответствуют требованиям, предусмотренным ст.ст. 22—30 Закона о банкротстве.

В соответствии с п. 11 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 2 декабря 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» вопрос о возврате заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, которое не соответствует требованиям, предусмотренным ст.ст. 22—30 Закона о банкротстве, подп. 1.11 и 1.12 п. 1 Указа № 508, может разрешаться хозяйственным судом без вызова представителей сторон. При таких обстоятельствах определение хозяйственного суда о возвращении заявления о банкротстве является законным и обоснованным.

Хотелось бы еще обратить внимание на особенности возбуждения и рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, в отношении которых принято решение о ликвидации в установленном законодательными актами порядке, которые регламентированы гл. 1 раздела ХI Закона о банкротстве. В силу ст.ст. 8 и 247 этого Закона установлена обязательность подачи заявления должника о банкротстве при установлении факта недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов. Заявление о банкротстве должно быть подано в хозяйственный суд в течение одного месяца со дня выявления этого обстоятельства. Общие требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления должника о банкротстве, а также к перечню прилагаемых документов, определены ст.ст. 23, 24 Закона о банкротстве. Одним из обязательных требований, согласно вышеуказанным нормам, является представление сведений об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности, о требованиях кредиторов, а также обоснование невозможности удовлетворить их в полном объеме.

Необходимо отметить, что при оценке обстоятельств, указанных в заявлении о банкротстве, и подтверждающих их документов хозяйственному суду следует принимать во внимание, что заявление о банкротстве ликвидируемого должника должно быть направлено по итогам деятельности ликвидационной комиссии и выполнения последней ликвидационных мероприятий, перечень которых определен гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 59 Гражданского кодекса Республики Беларусь ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, информацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Ликвидационная комиссия принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс, составленный по итогам деятельности ликвидационной комиссии, является одним из документов, подтверждающих наличие оснований для подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в соответствии со ст. 247 Закона о банкротстве и осуществления упрощенной процедуры банкротства.

Надо учитывать, что обращение с соответствующим заявлением о банкротстве является обязательным. В случае неприложения к данному заявлению документов, подтверждающих выполнение ликвидационной комиссией возложенных на нее обязанностей, в том числе и по составлению промежуточного ликвидационного баланса в установленном порядке, хозяйственный суд на основании ст. 32 Закона о банкротстве, п. 11 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда № 30 истребует данные документы при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству. В случае, когда соответствующие документы не представляются ликвидационной комиссией в установленный срок, такое заявление может быть возвращено заявителю. А в случае устранения допущенных нарушений может вторично подаваться в хозяйственный суд.

Завершая свое выступление, хотел бы обратить внимание участников заседания «круглого стола» на следующее. С учетом позиции ВХС по вопросам банкротства и имеющейся нагрузки в суде Хозяйственный суд Минской области будет осуществлять принятие к своему производству заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) только в случае отсутствия предусмотренных законодательством оснований для их возврата, отказа в принятии, при безусловном соблюдении всех предусмотренных законодательством досудебных мер, невозможности оздоровления, ликвидации (прекращения деятельности) неплатежеспособных должников во внесудебном порядке. Суд постарается также шире использовать предусмотренные законодательством возможности прекращения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) в связи с утверждением мирового соглашения.

Андрей ДЕГТЯРЕВ, антикризисный управляющий: Какой все-таки срок ликвидационная комиссия может выдержать? Месячный срок действует?

Эдуард МАКСИМОВИЧ: Ликвидационной комиссии необходимо выполнить требования законодательства, возлагаемые на нее, а именно организовать публикацию объявления в газете о ликвидации, составить ликвидационный баланс. Эти документы в обязательном порядке должны быть суду представлены. А установленный для этого месячный срок, согласно ст. 247 Закона о банкротстве, также действует и работает.

Андрей ДЕГТЯРЕВ: У ликвидационной комиссии будет как бы козырь, который можно предъявить потом управляющему: подать заявление, получить отказ в его принятии. Затем два месяца поработать до момента публикации объявления в газете и подать заявление в суд. Так я понимаю этот механизм. То есть основанием для непривлечения к субсидиарной ответственности по несоблюдению месячного срока может послужить только отказ суда о принятии документов…

Эдуард МАКСИМОВИЧ: Мы видим тенденцию, что субъекты хозяйствования обращаются с просьбами именно к управляющим инициировать тот или иной вопрос, в том числе и подготовить заявление о банкротстве в суд и вести в дальнейшем это дело. Я в этом ничего плохого не вижу. Антикризисные управляющие являются грамотными в этой области людьми, способными проконсультировать, подготовить заявление о банкротстве и в последующем работать по этому делу. Но это вовсе не значит, что суд обязательно назначит управляющим такого консультанта и помощника.

Александр ПЕДЬКО, заместитель директора Департамента по санации и банкротству Министерства экономики: Я полностью согласен с позицией Хозяйственного суда Минской области. Не считаю, что эта проблема чисто процессуальная. Она очень актуальна и в другой связи. Да, очень многие управляющие в состоянии подготовить такие заявления. Проблема возникает, когда возбуждаются дела о банкротстве и управляющий заявляет, что у него отсутствуют какие-либо документы, по которым можно проверить состоятельность или несостоятельность должника. Я считаю, что документы, подтверждающие необходимость применения ст. 247 Закона о банкротстве, должны быть как минимум бухгалтерские. Почему? Потому что порой после возбуждения дела прибегает управляющий и начинает бить тревогу. Оказывается, что он не может провести необходимый анализ.

В настоящее время нагрузка очень большая и у хозяйственного суда, и у контрольной службы Департамента о санации и банкротстве. Тем не менее в ближайшее время мы этим вопросам будем уделять самое пристальное внимание и будем работать в том числе и с правоохранительными, налоговыми органами. Выясняется, что бухгалтерский баланс даже в налоговую инспекцию не представлялся, других необходимых документов должника нет и невозможно ничего проверить. Я предполагаю, что такие дела возникают только для того, чтобы списать задолженность. Управляющие изначально преследуют одну цель: защитить интересы должника. О защите интересов кредиторов никто речи не ведет.

Алексей ШЕВЧИК, антикризисный управляющий: А как быть в ситуации, когда инструкция требует, чтобы мы делали анализ поквартальный. Однако налоговое законодательство предусматривает лишь годовой. Есть годовые балансы. Где брать нам балансы квартальные?

Александр ПЕДЬКО: Да, порой и госорганы заявляют, что не могут проанализировать деятельность предприятия, например, по состоянию на 1 апреля. Но любой бухгалтер, если у него хорошо поставлен бухгалтерский учет, сделает баланс на любую дату. На многих предприятиях и фирмах это делается. Поэтому бухгалтеру можно давать поручение, и он в течение нескольких дней на основании имеющихся данных бухгалтерского учета составит необходимый баланс.

Эдуард КОВАЛЕВ, антикризисный управляющий: Как сделать анализ, на основании каких документов, если предприниматель не ведет баланс?

Александр ПЕДЬКО: Этот вопрос касается не только индивидуальных предпринимателей. Мой подход такой: если субъект не может документально подтвердить наличие оснований, то нечего так просто списывать задолженность. Я не верю, что нормальный собственник не ведет учет своих трудовых обязательств и состояния имущества. Что касается индивидуальных предпринимателей, у которых отсутствует должный учет и бухгалтерский баланс, то в данном случае необходимо проводить анализ на основании оценочных категорий. То есть необходимо сопоставлять данные, которые имеются, о выявленном состоянии имущества и выявленном размере обязательств. При этом вы, управляющие, делаете своеобразное экспертное заключение о состоятельности либо несостоятельности индивидуального предпринимателя.

(Окончание в следующем номере).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter