Более 10 лет сирота не может получить положенное по закону социальное жилье

Нюансы квартирного вопроса

На бесплатное или социальное жилье сегодня могут рассчитывать немногие. Сироты — в числе претендентов. Как, например, Николай Кривко, от которого в 4–летнем возрасте отказались родители. Сейчас Николаю 29. Когда он учился в Ветринском лицее, его поставили в очередь на квартиру — в Глубоком, где суд лишил родительских прав мать, злоупотреблявшую спиртным. Номер льготной очереди тогда был 51–й. Получив профессию тракториста–электрика, парень отработал 2 года в Полоцком районе. Затем уехал на стройку в Россию. А после заболел туберкулезом. Лечился. О том, что необходимо обзавестись собственным жильем, Николай задумался недавно — накануне выписки из республиканской туберкулезной больницы «Сосновка». Он отправил запрос в Глубокое и узнал, что за 12 лет его очередь продвинулась лишь до 43–го номера. «Есть ли вообще у меня перспективы получить бесплатное жилье?» — с таким вопросом обратился Николай в нашу редакцию.


...Приехав в Сосновку под Витебском, я разыскал Кривко в корпусе для выздоравливающих:

— Дедушка с бабушкой, которые меня вырастили, умерли более 5 лет назад. Их хату в Миорском районе растащили — ни окон, ни дверей не осталось. Когда я работал в СПК имени Сильницкого в Полоцком районе, однокомнатную служебную квартиру выделяли. Но я там не прописан (регистрации в паспорте, утверждает Николай, у него нет вовсе. — С.Г.). После поездок в Россию я стал квалифицированным электриком и отделочником. Сейчас из–за туберкулеза у меня инвалидность, но, когда в декабре выйду из больницы, ее снимут. На работу устроиться это не помешает. А где жить? Почему очередь в Глубоком движется так медленно?

Начальник отдела архитектуры и строительства, жилищно–коммунального хозяйства Глубокского райисполкома Михаил Ясюкевич так прокомментировал ситуацию:

— Очередь медленно движется потому, что денег на строительство социального жилья в райцентре не выделяется. Его просто нет. Существует еще вторичный рынок квартир, находящихся в собственности райисполкома. Но в очереди перед молодым человеком находятся 42 претендента. Если такое жилье освобождается (кто–то переезжает, умирают старики), мы обязаны каждого по очереди опросить, согласны ли они туда заселиться.

Между тем Николай беспокоится, не потеряет ли он место в льготной очереди из–за возраста? Ответ на этот вопрос знают в главном управлении ЖКХ Витебского облисполкома. Наталья Базылева, главный специалист отдела правовой, кадровой работы и делопроизводства, заверила, что по поводу очереди Николай может не переживать:

— Дети–сироты — это ребята до 18 лет. Лицами из числа детей–сирот считают людей до 23. Тот факт, что Кривко до этого возраста встал на льготную очередь, означает, что в ней он будет находиться до тех пор, пока не получит социальное жилье или пока сам не решит из нее выйти. Коль предоставить жилье сироте — обязанность государства, оно эту самую обязанность будет исполнять. Сколько бы времени это ни заняло.

Раз уж вопрос с выделением социальной квартиры растянулся надолго, специалисты советуют Николаю обратить внимание на другие варианты. Например, на арендное жилье. В надежде прояснить ситуацию Наталья Базылева при мне зашла на сайт Глубокского райисполкома:

— Обычно информацию об арендном жилье выставляют на сайт. Но сейчас мы, к сожалению, ничего не видим. Попробуем позвонить. 

«Здравствуйте. Можете ли вы предложить арендную квартиру для сироты? Нет. Ясно. А вторичный жилфонд? Нет. Понятно».

Если рассматривать вариант с арендным жильем, то необходимо понимать, что в этом случае сироту снимут с льготной очереди на квартиру. Здесь придется делать выбор. Кроме того, можно устроиться на работу и заселиться в общежитие работодателя или просто снимать квартиру у частного лица. Это позволит оформить регистрацию. Есть еще вариант — написать заявление в райисполком на выделение общежития. Места в них, говорит Наталья Базылева, должны бронировать для сирот до тех пор, пока они не получат причитающееся по закону собственное жилье:

— Очередной звонок в Глубокое, к сожалению, не убедил, что этот вариант сработает на сто процентов. Единственное, что сейчас мы там находим, — это социальная комната без удобств в старом 2–этажном доме. Коль человеку совсем некуда идти, я бы рекомендовала поискать варианты в сельской местности. Ведь в агрогородках зачастую можно и на работу устроиться, и жилье получить.

Все варианты — по городу и деревне — аккумулируются в райисполкоме. С ним прежде всего Николаю и стоит наладить связь. Можно обратиться за помощью к депутатам. Ну и, конечно же, необходимо устраиваться на работу.

СПРАВКА «СБ»

По информации главного статистического управления Витебской области, в регионе имеют право на получение социального жилья 2.468 детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей–сирот. В 2015 году в области было построено 27 социальных квартир общей площадью 1.301 квадратный метр. В 2016–м — 66 квартир (3.203 квадратных метра) и в 2017–м — 260 квартир (13.267 квадратных метров). Значительное увеличение показателей в минувшем году произошло за счет технико–экономической помощи Китая, позволившей ввести в эксплуатацию два новых многоэтажных дома в Витебске и Орше.

golesnik@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter