
Челну около 500 лет.
Вадим Лакиза, заместитель директора по научной работе Института истории НАН, рассказал, что челн ждет длительный процесс консервации, который может растянуться на много месяцев:— Сейчас лодка стоит на улице около нашего института — ей нужно время, чтобы подсохнуть. А пока мы решаем, куда ее пристроить для дальнейших работ. В помещении должны быть благоприятные условия и определенная температура, чтобы влага не застаивалась и выходила. Потом будем обрабатывать челн антисептиком и другими специальными растворами для консервации. Это длительный и сложный процесс. Мы ищем хороших специалистов, ведь здесь важна коллективная работа — подводные археологи и водолазы лодку-долбленку достали, сотрудники экспериментальной ботаники ее исследовали и назвали возраст, а теперь к работе подключаются химики и технологи.
Где будут экспонировать сенсационную находку, уже решили. После консервации посмотреть на лодку можно будет в Музее древнебелорусской культуры НАН.
— Там достаточно просторное помещение, чтобы ее вместить. А лодка ведь немаленькая — 8,40 метра в длину, 1,6 тонны! Это большое открытие в мире науки. Не так много древних лодок поднимали с глубины, поэтому каждый артефакт, особенно датированный началом XVI века, очень ценен. Тем более, он хорошо сохранился, благодаря чему мы можем изучить умения людей в то время, особенности их труда и технологии изготовления лодок.
Раньше главными транспортными путями в нашей стране были реки, особенно Неман и Припять. Неудивительно, что люди для передвижения использовали лодки. Но до нашего времени мало что сохранилось. Кстати, в Институте истории уже есть челн XIX века, но не такой большой. Его привезли из Дятловского района.
— В том же районе в конце 1990-х нашли и другую лодку, о ней нам рассказали рыбаки, — вспоминает Вадим Лакиза. — Но поднять ее не получилось из-за сложности рельефа. В этом году хотели повторить экспедицию, но лодку не нашли. Скорее всего, ее унесло течением или замыло.
glushko@sb.by