Указы № 481 и № 482 определяют развитие страны в следующем году

Нужны новые совместные инвестпроекты

Указы № 481 и № 482 «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2022 год» и «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2022 год» определяют развитие страны в следующем году.

В частности, темп роста валового внутреннего продукта запланирован в размере 102,9 процента к уровню текущего года, реальных располагаемых денежных доходов населения — 102. Экспорт товаров и услуг увеличится на 6,3 процента к 2021 году. Инфляция — важный показатель, поскольку именно замедление цен с номинальным повышением заработных плат позволяет реально ощутить рост благосостояния. Нацбанку поручено принять необходимые меры по ограничению в 2022 году инфляции на уровне 6 процентов. В качестве подушки безопасности для белорусского рубля золотовалютные резервы на конец 2022 года составят не менее 7 миллиардов долларов.

Правительству поручено в двухмесячный срок разработать целевой план социально-экономического развития Беларуси на 2022 год, обеспечивающий полную мобилизацию ресурсов экономики для достижения поставленных VI Всебелорусским народным собранием целей. При этом должны быть соблюдены все параметры, которые обеспечивают макроэкономическую сбалансированность.

Характеризуя предстоящий год, Премьер-министр Роман Головченко во время встречи c депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики при обсуждении планов Правительства по социально-экономическому развитию Беларуси на 2022 год отметил: несмотря на то что «белорусская экономика будет функционировать в непростых условиях нарастающего внешнего санкционного давления и ограничений, связанных с пандемией COVID-19», население не почувствует ухудшения своего благосостояния. Учитывая, что наша страна в таких условиях практически функционирует со второй половины 2020 года и при этом за прошедший период продемонстрировала устойчивость как к текущим, так и постоянно возникающим новым экономическим вызовам и угрозам, оптимизм Премьер-министра можно признать обоснованным.

Однако заниматься самоуспокоением, несмот­ря на достигнутые успехи, рано. Рассмотрим только одну из текущих проблем, которая, с точки зрения специалистов Минэкономики, приобретет критическое значение уже в среднесрочной перспективе. Это низкая инвестиционная активность в сфере создания высокоэффективных инновационных предприятий. Как следствие — производительность труда в отечественном реальном секторе экономики, где доминируют так называемые IV и V технологические уклады, существенно отстает от экономик и компаний, которые преобладают на глобальных рынках, даже в условиях доступа к дешевому сырью и энергоресурсам. Это может стать серьезной проблемой для сохранения в качестве одной из точек роста в целом белорусской экономики — экспорта.

Решить проблему, как предлагает Минэкономики, через запуск «нового инвестиционного цикла» при дефиците инвестиционных ресурсов у самих предприятий, доля которых, по мнению специалистов министерства, должна составлять почти половину от расчетной величины, при влиянии санкционной политики на внешнее заимствование и относительно высокой стоимости внутренних кредитных ресурсов можно только коллективными усилиями с нашими партнерами по Союзному государству и членами ЕАЭС.

Наибольший рост промпроизводства среди стран ЕАЭС наблюдается в Беларуси.
трактор.бел

Именно о таких подходах говорил своим коллегам белорусский Президент 10 декабря на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Он предложил сосредоточиться на нескольких ключевых вопросах. И прежде всего на решении практических задач в области промышленной политики по совместному производству новой, конкурентоспособной и востребованной на мировом рынке продукции.

И в заключение хотел бы отметить новый тренд Правительства в части перехода к проактивным мерам противодействия санкционной политике коллективного Запада. По результатам состоявшегося 7 декабря 2021 года заседания Президиума Совета Министров, на котором рассмот­рели работу по импортозамещению и предложения по повышению ее эффективности, отраслевые министерства должны со своими партнерами из стран ЕАЭС не только разработать совместные технологические карты производственных цепочек с максимальным увеличением глубины переработки сырьевых ресурсов, но и инициировать новые импортозамещающие инвестиционные проекты в критических отраслях экономики, включая предложения о конкретных продуктах и технологиях, которые необходимо создать и развивать с учетом кооперационных цепочек уже в среднесрочной перспективе с экспертной оценкой финансовых ресурсов.

О критическом уровне проблемы уже говорят и российские, и белорусские эксперты. Сегодня в ряде отраслей Союзного государства импорт составляет не просто критическую долю, а часто даже доминирует. Например, в микроэлектронике и станкостроении зависимость от импортных поставок — более 90 процентов, радиоэлектронике — до 80, сельхозмашиностроении — от 50 до 90 в зависимости от вида продукции, в гражданском самолетостроении импортируется свыше 80 процентов комплектующих.

Георгий ГРИЦ, ректор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter