Нужны ли танки в XXI веке? Ответ "танковым нигилистам"

Недавно белорусская армия пополнилась очередной партией модернизированных танков Т-72Б3 (на фото). Машины стали на вооружение одного из батальонов 120-й механизированной бригады. Новость всколыхнула интернет-сообщество, в котором опять (во многом потугами пресловутых диванных экспертов) был остро поднят старый вопрос: а нужны ли сегодня танки? Что ответить? 


У каждого из нас - особое отношение к танкам. Танк для белоруса - символ победы и свободы. Экипажи боевых машин первыми входили в освобождаемые от оккупантов города в годы Великой Отечественной, в честь их подвигов полсотни стальных исполинов по всей стране вознесены на постаменты. И когда раздаются вопросы, не пора ли снять танк с пьедестала военной истории, стоит внимательно следить за дискуссией. 

"Нужны ли танки?" Ни один вопрос никогда не вызывал столь жарких споров среди военных экспертов, как этот. Причем еще с момента появления бронированных машин. Кайзеровские генералы, к примеру, вначале отнеслись к ним скептически. Англичане, наоборот, превознесли. Одержав верх в конкуренции с конницей в Первой мировой, танки в конце концов завоевали умы и сердца целых поколений солдат, военачальников, политиков. Было время, когда даже говорили о "танкозависимости" некоторых стран. Гусеницы надолго стали приводными ремнями военной истории.

В общем и целом, из средства устрашения и усиления пробивной мощи пехоты танк эволюционировал до... одного из главных героев компьютерных игр. А это сегодня уже кое-что значит.

Но шутки в сторону - особенно когда танк появляется на поле боя. В лобовых массированных атаках или встречных сражениях вы его уже вряд ли встретите. Однако даже если противоборство развернется и завершится в воздухе, он будет где-то рядом. Молча влияя на исход военной кампании. Там, где, казалось бы, в операции уже поставлена точка, танк может запросто раскатать ее до многоточия. 

Показателен пример Югославии: ее армия, потерпев поражение в небе, не допустила наземной оккупации. По мнению авторитетных экспертов, одной из основных сдерживающих причин выступило наличие у югославов танков. Уцелели они благодаря рассредоточению и грамотной маскировке. Западная воздушная и военно-космическая разведка оказалась в этих условиях практически бессильной. К слову, потери в бронетанковой технике Югославии сопоставимы с потерями авиации НАТО.

А Североатлантический блок потерял в Югославии, в том числе, четыре ударных вертолета "Апач" - тех самых, на которых так уповают и возлагают большие надежды так называемые танковые нигилисты. Да, один вертолет способен уничтожить танковую роту. И, наверное, в каждой третьей передаче "Оружие будущего" на канале Discovery вы об этом услышите. Однако в теории можно с пистолетом и целый мотострелковый взвод одолеть. А стратегический бомбардировщик В-2 будет бессилен в схватке с любым истребителем времен Второй мировой.


На практике, чтобы поразить танк с воздуха, к нему еще надо подобраться. Как правило - на дозвуковой скорости и небольшой высоте. То есть противник сам становится уязвимым, если знать стиль его борьбы и правильно организовать ПВО. Не поможет и тактика стрельбы из-за крон деревьев или складок местности. Бойцу с переносным зенитным ракетным комплексом в таком случае еще проще подловить вертолет из укрытия. Надо лишь правильно определить опасное направление.

А в спорах о танках наиболее опасное и противоречивое направление, пожалуй, бой в городе. Картины горящих в населенных пунктах бронированных машин тотчас всплывают в воображении. Это потому, что воображение к такому повороту подготовлено средствами массовой информации. Они любят показывать, когда что-то горит.

Истина здесь даже не посередине. Она известна военным. При сопоставимых боевых потенциалах сторон населенные пункты без поддержки бронированной техники взять крайне сложно. Потерь при этом избежать тоже тяжело. Но - возможно. Именно на это нацелен курс развития танкостроения. И речь идет, прежде всего, об оснащении новыми системами управления огнем и наблюдения. 

Впрочем, в любом танке можно найти слабые стороны. Особенно если подкорректировать угол зрения. В этом плане далеко вперед ушли западные технологи. Чего стоят многочисленные рейтинги в журналах и на телевидении. Достаточно беглого взгляда, чтобы понять: сравниваемые характеристики машин сами по себе - элемент информационного противоборства и... рекламы. Подобраны они таким образом, чтобы в выгодном свете представить заранее определенный образец. Поэтому и решаются задачки, как то: какой танк окажется победителем в бою на расстоянии пяти километров от противника. 

Где в Европе возможна такая дуэль? Нигде. Тем более что современная тактика предполагает обязательное использование укрытий, ложных позиций, танковых засад. Любой бой в таких случаях ведется на коротких дистанциях, нивелирующих преимущества в огневой мощи и бронезащите.

Подобным образом оценивается и применение высоких технологий. Любая незначительная опция, отсутствующая у конкурента, оказывается решающей в споре об эффективности танков. Но танк - не мобильный телефон в руках подростка, которому важно, сколько мелодий в аппарате и какого года выпуска модель. 

Время на танки воздействует по-разному. Причем коррозия металла порой не столь очевидна, как ржавчина в сознании. Именно на нее и рассчитывали победители в холодной войне, когда добивались ликвидации тяжелых машин на постсоветском пространстве. Добивались, потому что осознавали, сколь грозная сила - танки в руках профессионалов. К счастью, они и сумели вовремя остановить автоген в Беларуси... 


И еще. Говоря о современной войне, и сам порой поневоле увлекаешься такими передовыми понятиями, как электронные операции, роботизированные войска, лазерное поражение... В радиусе этих категорий ведется и большинство семинаров, форумов, "круглых столов" на тему современных и будущих войн.

А теперь - официальные цифры. В арабо-израильской войне 1967 года применялось 3.000 танков, ирано-иракской - 4.540, в Ираке в 2003 году - 9.400. Даже в Афганистане США без них, как изначально планировали, обойтись не сумели. Лязг американских гусениц услышал и Кабул. А уж о танках в так называемых арабских революциях и Украине и упоминать не стоит - они сами говорили и говорят о себе слишком громко. Всего же за последние три десятка лет количество танков, принимавших участие в боевых действиях, выросло в разы! Вот такие они, бесконтактные войны современности. Чрезмерно увлекаться ими - себе опасней и дороже. 

Бронетехника по-прежнему - ударная мощь Сухопутных войск. В Беларуси основу бронированного парка составляет эпохальный танк Т-72Б. И вот теперь железные ряды усиливает его глубоко модернизированная версия Т-72Б3. В этом образце установлена пушка, которая стреляет точнее на 30 процентов; интегрирован в тяжелую машину и отечественный многоканальный прицельный комплекс "Сосна-У", который обрабатывает и выводит на мониторы экипажа всю необходимую для боевой работы информацию, сокращая время на принятие решения и увеличивая эффективность стрельбы в полтора раза. Имеется в комплексе и автомат сопровождения целей. После усовершенствования потенциал танка усилил и тепловизионный прицел. 

Особое внимание на Уралвагонзаводе уделили защите экипажа. Динамическая защита Т-72Б3 встроена внутрь корпуса. Она не детонирует от осколков снарядов и пуль и способна противостоять противотанковым выстрелам с удвоенной силой. 

Понятное дело, внесенные изменения и новое оборудование увеличили массу машины - на полторы тонны. А потому под капотом танка появился двигатель мощностью 1.130 лошадиных сил, тогда как в базовом варианте этот показатель равнялся 840. Теперь "семьдесятдвойка" может двигаться по шоссе со скоростью 70 километров в час, а по пересеченной местности развивает 35.

Т-72Б3 уже успели прекрасно зарекомендовать себя - в ходе Армейских международных игр. Выступая на этих машинах, белорусская команда в 2018 году завоевала бронзовую медаль, показав феноменальную точность.

На поле боя отечественные специалисты на усовершенствованных образцах планируют продолжить освоение новых, ранее не свойственных способов действий, продиктованных современными вызовами. Танкисты будут учиться активно работать на блокпостах, участвовать в рейдовых действиях, бороться даже с диверсионными группами и террористами. Ведь машины Т-72Б3 - настоящий танковый спецназ.

Но все же отличается этот танк не только исключительными возможностями. Ни одна машина не сравнится с "семьдесятдвойкой" в элегантности и грациозности. Как говорят военные, поняв и освоив танк, полюбишь его на всю жизнь. Это - машина времени. Прошлого, настоящего и будущего.

Константин ГАГАРИН.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter