Нужны ли спринтерские гонки Формуле-1

Прошедшая в субботу в рамках Гран-при Бразилии спринтерская гонка была последней из трех запланированных на этот сезон, и шестой за всю историю чемпионата Формула-1. И то, как проходил и был воспринят публикой этот эксперимент нового формата гоночного уикенда, может служить ответом на вопрос: а нужны ли сейчас вообще эти спринт-гонки Большим призам?

Сегодня уже можно точно сказать, что эксперимент удался, и спринту быть. Благо, что решение не было скоропалительным, как несколько лет назад экспериментировали с новым форматом квалификации. И это позволило выкристаллизовать оптимальную схему. Суть ее такова, что в пятницу утром, как обычно, проводится первая сессия свободных заездов. Затем после обеда проходит основная квалификация по стандартной схеме. Затем в субботу с утра вторая сессия свободных заездов, а после обеда спринт-гонка продолжительностью по времени полчаса, а по пройденной дистанции - 100 км, то есть ровно треть дистанции основной гонки.

Карлос Сайнс в спринте был вторым, но гонку начнет на 7-м месте

Но главное, что привлекательно в оптимизированной схеме, так это начисление очков первым 8 финишировавшим гонщикам: победителю 8, второму месту 7 и т.д. Результаты спринта фактически формируют стартовую решетку самой гонки, которая традиционно проходит в воскресенье после обеда. И еще один нюанс: в официальную статистику за выигранный поул берется пятничный результат квалификации, а не субботний по финишу спринт-гонки.

Тренировка пит-стопа в команде "Мерседес"

В отличие от зрителей, в своем большинстве сразу же одобрившим новый формат гоночного уикенда, команды выставили свои отдельные требования к организаторам чемпионата Формулы-1 и  FIA, контролирующей ограничения бюджетов. Суть требований в том, чтобы компенсировать расходы, связанные с возможными повреждениями машин во время субботнего спринта. И в связи с этим в нынешнем сезоне смогли договориться лишь о проведении 3-х спринтерских Гран-при. Предварительно столько же будет и в календаре будущего года, хотя окончательно об этом решение будет утверждено в конце года.

На Интерлагосе не бывает скучно

Перед стартом спринтерской гонки, многие журналисты спорили между собой на то, сколько поворотов первого круга продержится в лидерах неожиданный обладатель поула Кевин Магнуссен на своем «Хаас». Учитывая, что следом за датчанином разместили машины на стартовой решетке Макс Ферстаппен («Ред Булл»), Джордж Рассел («Мерседес»), Ландо Норрис («МакЛарен») и Карлос Сайнс («Феррари»), верилось с трудом, что Кевин завершит свой первый круг на первой позиции. Но он сумел это сделать. Более того, лишь на третьем круге Ферстаппену удалось объехать датского гонщика, пользуясь явными преимуществами в скорости своей машины.

Кевин Магнуссен сотворил сенсацию на Интерлагосе

К сожалению, пилот «Хаас», так сенсационно порадовавший руководство американской «конюшни» накануне, вынужден был затем пропускать по очереди всех, кто в Кубке конструкторов занимал более высокие места. К 10-му кругу Кевин был уже на 6-м месте. В итоге же под клетчатый флаг он заехал 8-м, заработав единственное очко из 8 возможных на начало спринта. Фактически впереди Магнуссена оказались все пилоты трех команд, лидирующих в чемпионате, а также Ландо Норрис на «МакЛарен».

Триумфатор бразильской квалификации Кевин Магнуссен

Спросите любого болельщика Формулы-1, что самое интересное в гонках, и его мнение будет выражением общей точки зрения тех, кто приезжает смотреть гонки на автодромы. Это обгоны, сходы и аварии. Так уж устроена человеческая психология - гонки без этих элементов будут всегда казаться скучными. В этом плане бразильский Интерлагос скучным не назовешь. За те полчаса, которые длился здесь субботний спринт, зрителям довелось увидеть все элементы, делающие зрелище полноценным спектаклем.

Франко-испанская война в «Альпине»

Стартовав на весьма высоких для их машин местах, соответственно на 6-м 7-м, Эстебан Окон и Фернандо Алонсо вполне могли рассчитывать на гарантированный старт в основной гонке в первой десятке. Но это если не знать об особенностях характеров этих гонщиков и манере их поведения на трассе. Эстебан на протяжении всей своей формальной карьеры постоянно жестко борется со своими напарниками. А Фернандо, не растратив еще свой гоночный талант и чутье хищника, с лихвой удобренные еще и большим опытом, всегда стремится выжать из машины процентов так на 20% больше, чем она позволяет. Не удивительно, что когда их болиды, одинаково раскрашенные в цвета команды «Альпине» и отличающиеся лишь цветом установленной позади над головой пилота   видеокамеры, да порядковым номером, оказываются рядом, то избежать столкновения бывает крайне редко.

После столкновения с напарником Фернандо Алонсо вел борьбу с аутсайдерами

Уже на первом круге болиды французской «конюшни» дважды сошлись в противостоянии. Сначала Окон почти выдавил своего испанского напарника с трассы, и тот с трудом удержав машину на поребрике, вынужден был прервать свою первую попытку обгона. А затем уже сам Алонсо, настигнув своего товарища по команде за счет позднего торможения, не успел отвернуть руль при маневре Эстебана. В результате обломанное переднее крыло на болиде испанца, вынужденный пит-стоп с заменой носового обтекателя, а затем после гонки еще и полученный от стюардов 5-секундный штраф, отбросили испанского чемпиона на 18-е место. Правда, Окон, пропуская по ходу спринта вперед себя одного за другим соперников, на финише был, что называется, совсем неподалеку. На стартовой решетке в воскресенье французскому пилоту досталась лишь 17-я позиция.

Мне могут возразить по поводу некорректного поведения Эстебана по отношению к напарнику. Но тогда ответьте мне на вопрос, почему, уступая одну за другой позиции конкурентам из других команд, Окон не допустил ни одного столкновения, а вот с напарником у него извечное выяснение отношений? Борьба за лидерство? Так это в случае с Фернандо Алонсо бесполезно. Испанец всегда выстраивает команду вокруг себя и любыми путями плетет интриги против каждого из своих напарников, с кем ему приходилось гоняться. Неуважение авторитетов? В Формуле-1 это почему-то чаще приветствуется, чем осуждается. Что же касается данного конкретного случая, то он заслужил публичного осуждения со стороны руководства «Альпине», которое в резкой форме отметило о недопустимости подобного неуважения к труду огромного коллектива.

Джордж Рассел сумел выиграть свой первый в жизни спринт

Самое удивительное, что уход Фернандо в конце сезона в другую команду, вряд ли решит проблему Эстебана Окона и команды «Альпине». Ведь на смену испанцу придет во французскую «конюшню» еще один француз - Пьер Гасли. Давний конфликт этих пилотов уже давно перерос из гоночного противостояния в итальянскую драму по Шекспиру. Вражда семей Окона и Гасли, почти как у шекспировских Монтекки и Капулетти, вынудила при составлении контракта с новобранцем на будущий сезон предусмотреть ограниченность посещения родителями гонщиков Гран-при, и даже исключение их одновременного присутствия в паддоке. Так что можно смело предположить, что эти парни в следующем году не единожды будут героями новостных лент автоспорта, с радостью смакующих конфликты подобного рода.

Немецко-канадский конфликт в «Астон Мартин»

В следующем году в команде канадского миллиардера Лоунса Стролла тоже будут перестановки. Сын владельца «конюшни» младший Стролл, конечно же, еще останется в роли пилота. Иначе зачем его папе было в свое время покупать «Форсе Индия», а потом еще к ней присоединять британский автомобильный бренд? Только вот в роли наставника для Лэнса на будущий сезон будет не немецкий чемпион Себастьян Феттель, а испанский - Фернандо Алонсо. Что ждет там испанца, можно только догадываться. Но то, что младший Стролл при всяком удобном случае не постесняется «пободаться» с испанским ветераном, можно не сомневаться. Феттель во всей красе это почувствовал в Сан-Паулу в прошлую субботу.

На стартовом круге пилоты "Астон Мартин" частенько рядом

К удивлению многих экспертов и журналистов старты Лэнсу Строллу всегда удаются лучше, чем его напарникам. Есть какое-то особое чутье у канадца правильно выбирать траекторию в суматохе стартовых коллизий. Так и в этот раз. Стартовав с 15-й позиции, позади своего именитого товарища по команде, который был 13-м, Лэнса сумел обойти Феттеля. И уже немецкому чемпиону понадобилось несколько кругов, чтобы вернуть себе утраченное на старте. Не так просто это ему далось. В одной попытке, обороняя свою позицию, Стролл откровенно вытеснил Себастьяна на траву, и тот с трудом удержал болид на траектории, рискуя вылететь в стену. Комментарии немецкого пилота были весьма скромные: «Ладно. О’кей. Попробуем еще раз». В былые времена Феттель в такой ситуации взрывался гневными ругательствами. Чего стоили только его перепалки после дуэлей с Даниилом Квятом?! Здесь же, умудренный опытом и завершающий карьеру многодетный чемпион был даже слишком мягок в оценках поведения своего напарника.

В конце концов Себ финишировал 9-м, значительно улучшив свою позицию на старте предстоящей воскресной гонки, а Лэнс в итоговом протоколе после полученного за «вытеснение соперника за пределы трассы» штрафа в 10 секунд на стартовой решетке оказался лишь на 16-м месте.

Интрига будущего сезона внутри «Астон Мартин», на мой взгляд, будет сохраняться. Ну, не может канадский наследник миллиардов папы уступать своим напарникам. Для него обойти их, титулованных и возрастных, - это главная задача для самоутверждения.

«Ред Булл» начинает уступать лидерство

При том, что почти все команды предпочли отправить своих пилотов в спринтерскую гонку на мягких шинах «Soft», Макс Ферстаппен, стартуя вторым, предпочел взять себе более медленный, но и более износоусточивый «Medium». В «Ред Булл», похоже, не сомневались в бесспорном преимуществе их машины и уже двукратного чемпиона. Но на деле это было не так. 

Макс Ферстаппен не попал на подиум спринтерской гонки

К 12-му кругу Джордж Рассел на своем «Мерседес» приблизился к лидировавшему на тот момент в гонке голландскому гонщику и стал активно его прессинговать, пытаясь обогнать в каждом удобном случае. Макс изо всех сил сопротивлялся, но 4 круга спустя его редуты пали, и британец перехватил лидерство. Произошло это без контактов, хотя и не сказать, что без боя. Впрочем, Рассел был не единственным, кто в тот день опередил Ферстаппена. Вслед за Джорджем обгоны действующего чемпиона совершили Карлос Сайнс и Льюис Хэмилтон.

Старший Карлос Сайнс не скрывает радости за сына

Присоединиться к их компании попытался было и напарник Макса мексиканец Серхио Перес. Это, по крайне мере, выглядело логичным, учитывая, что руководство «Ред Булл» официально заявило после завоевания обоих титулов, что теперь их первоочередной задачей является помочь Серхио стать вице-чемпионом. Так сказать, в знак благодарности за тот вклад, который мексиканский гонщик внес в победу Ферстаппена в прошлом году, да и в нынешнем сезоне тоже. Однако у самого голландского чемпиона был свой взгляд на данный вопрос. Можно представить, с каким недовольством он констатировал обгоны себя, действующего чемпиона и рекордсмена по числу побед в сезоне, своими соперниками. А тут еще и напарника пропустить? Как бы не так. В общем, не подарил Макс Серхио свою позицию и вместе с ней одно очко в копилку. Команда предпочла промолчать, не акцентируя на этом внимание.

 

Ландо Норрис сумел на своем "МакЛарен" в спринте финишировать 6-м

После штрафа, полученного Карлосом Сайнсом за смену мотора, испанец переместился со второй позиции на 7-ю. А стартовая решетка на воскресную гонку на первых двух рядах была отдана в распоряжение командам-лидерам: «Мерседес» и «Ред Булл». На третьем ряду стартового поля в гонку готовились уйти Ландо Норрис на «МакЛарен» и Шарль Леклер на «Феррари».



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter