Нужны ли слезы по “чистой, как слеза”?..

Проблема качественного водоснабжения пока не “колется”, но уже существуетРекламный ролик выдает с экранов телевизоров, каким богатством в виде рек и озер владеет Беларусь. Но чаще всего в этом богатстве видят возможность отдохнуть в прохладном соседстве с водоемом, порыбачить (благо, еще не перевелась у нас пресноводная рыба), искупаться в нежно ласкающей воде. И только, наверное, специалисты рассматривают обилие рек и озер, прудов и водохранилищ как резервуары пресной воды, недостаток которой ощущают все большее количество стран и народов. А ведь это одна из трех необходимых составляющих жизни на земле, вкупе с воздухом и теплом. Как-то в одном из изданий довелось прочесть, что вскоре в мире, вместо нефтяных и газовых военных конфликтов, начнутся водяные войны. И действительно, если этим видам энергетического топлива как-то еще можно найти хоть, может, и не совсем адекватную замену, то воде альтернативы нет.

Ко всему прочему, по утверждению медиков, человеческому организму для жизнедеятельности необходима не просто вода, а жидкость с соответствующими ограничениями по санитарии, микроэлементам и другим составляющим ее компонентам.
Однако, обладая такими запасами пресной воды, что мы имеем? К сожалению, качество ее в большинстве своем оставляет желать лучшего. И не надо специальных знаний, чтобы убедиться в этом. Достаточно в сельских гостиницах или административных зданиях присмотреться к раковинам в умывальниках. На них — ржавый налет, который не под силу даже знаменитому кометсу. А это — свидетельство большого содержания железа в воде. Оно не только придает неприятный запах, но и неблагоприятно сказывается на людском здоровье. И выход тут один — строить станции обезжелезивания. Но на них и оборудование дорогостоящее, и строительные работы обходятся в немалую копеечку.
Вторая “ложка дегтя” в систему водообеспечения — старые, а поэтому изношенные водопроводные сети, в которых проложены еще металлические трубы. Мало того что они подвергаются естественной коррозии, но еще и “обогащают” собой бегущую по них воду.
Безусловно, водопровод — благо. Особенно проложенный по современным технологиям и на основе современных материалов. И если такие коммуникации есть во всех районных центрах Могилевщины, то села ими снабжены чуть больше, чем на треть. В остальных почти двух тысячах деревнях и поселках сельчан поят колодцы. Вода в них во многих случаях по природному составу уникальна. Но ведь это открытые питьевые источники. И тут немаловажным обстоятельством становится то, что большая часть территории Могилевщины в результате чернобыльской трагедии оказалась в различной степени загрязненной радионуклидами. Так что пока нет никаких оснований впадать в “водную феерию”. Наоборот, чтобы не усугублять положение, уже сейчас следует принимать действенные меры.
И в государстве, и в регионе
Вслед за Государственной программой по водоснабжению и водоотведению “Чистая вода” на 2006—2010 годы в области разработана и осуществляется такая же региональная программа. Цели в ней намечены немалые, так же, как и на их достижение выделяется более 70 миллиардов рублей. Причем основная финансовая тяжесть ложится на плечи областного бюджета и республиканского фонда охраны природы.
Особенностью этой региональной программы можно назвать то, что она затрагивает “водную” проблему не только в райцентрах, городах и агрогородках, но в самой сельской глубинке. Будет построено (или уже вступили в действие) 39 объектов водопроводного хозяйства. Из них 26 станций обезжелезивания воды, причем в отдаленных селениях — 6. Жители деревень Гайшин Славгородского и Матюты Горецкого районов уже получают, а жители деревень Ржавка и Белая Дрибинского, Свенск и Лесная Славгородского районов вскоре будут пользоваться качественной питьевой водой.
Намечено реконструировать или возвести в новых местах 13 систем водозаборов. Как известно, артезианские скважины со временем эксплуатации имеют свойство стареть, заплывать и терять первоначальную мощность. Так, скажем, случилось на могилевском водозаборе “Зимница”. Поэтому тут решено до конца нынешнего года увеличить запасно-регулирующие емкости.
Новые артезианские скважины появятся в деревнях Заволочицы и Славковичи Глусского района, в Быховских же деревнях Веть, Грудиновка, Никоновичи вместе с ними будут проложены и водопроводные сети. На Кличевщине на основе двух артезианских скважин возникнет водозабор в деревнях Биордо и Старый Остров.
Это касательно программы “Чистая вода” в целом. Но, несмотря на то что рассчитана она на пятилетку, многое на Могилевщине уже сделано. За полтора года на различных объектах освоено более 20 миллиардов рублей. Запущены и работают на благо людей 14 водопроводно-канализационных систем. Введено в действие 10 станций обезжелезивания воды, в том числе в городах Быхове, Кличеве, Черикове, в г.п.Краснополье, в деревнях Александрия Шкловского, Филатово Круглянского районов.
Сейчас строители хлопочут еще на 18 объектах “водной” программы. И 9 из них войдут в эксплуатацию до конца нынешнего года.
И все же, несмотря на очевидные достижения, без проблем не обходится. Где-то запаздывают с корректировкой проектно-сметной документации. А кто-то в своих желаниях по-барски размахнулся, выделенные ассигнования выбрал, а дальше работы продолжать не на что. Подчас волынят и строители.
Но не это главное. Из любого положения найдется выход. И средства изыщутся, и строители напрягутся и наверстают отставание. Тем более что совсем недавно ход реализации региональной программы по водоснабжению и водоотведению “Чистая вода” рассмотрен на сессии Могилевского областного Совета депутатов. В ее решении нашли отражение конкретные поручения по этому поводу. Куда важнее отношение людей к использованию водных ресурсов, содержанию рек и водоемов. И тут, оказывается, проблем невпроворот.
Сага о нечистой воде
Одна из основных функций Могилевского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей — надзор с пристрастием за тем, как жители области, руководители предприятий, учреждений и организаций относятся к природным богатствам, в том числе и к водным запасам. Оказалось, зачастую не только не ждут от нее милости, по заветам известного естествоиспытателя, но и к ней милости не проявляют. И отнюдь не в виде вымытых в речке грязных сапог — это она еще может пережить. Животноводческие комплексы и фермы “грузят” водоемы фекальными сточными водами, губя все живое в них.
Причем проблема зарождается изначально. То комплекс как памятник варварскому отношению к природе у берега водоема построят, то летнюю площадку откорма скота у самой воды оборудуют. И после первого же дождя можно забыть о купании, рыбалке и даже отдыхе на такой речке или пруду. К сожалению, лидер тут не самый слабый район области — Костюковичский. Кроме местного спиртзавода, относящегося к Климовичскому ЛВЗ, и молокоперерабатывающего филиала ОАО “Бабушкина крынка”, реки Жадуньку, Зубор и Беседь “окультуривают” 7 молочно-товарных, свиноводческих и прочих ферм, расположенных вблизи этих водных объектов. А недавно вдобавок к этой картине местная районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды вынесла в адрес руководства СПК “Парижская коммуна” постановление о ликвидации летнего лагеря для содержания лошадей, который также разбит вблизи Жадуньки.
Конечно, все эти животноводческие объекты не перенесешь по мановению волшебной палочки. Дали маху, когда их возводили. Поэтому, чтобы не погубить реки, — одна надежда, что руководители сельхозпредприятий будут неукоснительно следовать предписаниям природоохранников о своевременной уборке органики с территорий ферм и недопущению переполнения жижесборников и навозохранилищ.
К сожалению, даже самые строгие предписания и предупреждения не становятся непреодолимой преградой нечистотам, рвущимся к воде. Два года назад за нарушения правил эксплуатации очистных сооружений дважды наказывалось руководство комплекса КРС совхоза-комбината “Горки”. Тогда же за загрязнение водных объектов хозяйству было предъявлено две претензии на общую сумму более чем 19 млн рублей. И что же? Выводов не последовало. Нынче река Проня испытала очередной фекальный выброс. Из-за выхода из строя смотрового колодца на канализационном коллекторе навозные стоки “переплыли” в мелиоративный канал, а потом в реку. И вновь, помимо штрафа, который уплатил заместитель директора по производству совхоза-комбината, еще и само хозяйство вынуждено удовлетворить претензии инспекции более чем на 6 млн рублей.
Такое же горе произошло и на комплексе КРС СЗАО “Горы”. Только пострадали ручей и пруд деревни Соколово. Финансовые издержки понесли начальник комплекса и агропредприятие в целом. В виде административных штрафов. К тому же и претензии придется удовлетворить на 12,5 миллиона рублей.
Как свидетельствуют результаты работы областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, подобные прорывы случались практически во всех районах Могилевщины, кроме Круглянского. Во всех случаях виновные наказаны, юридические лица возместили причиненный материальный ущерб в виде денежных выплат. Хотя довольно сложно представить, как можно возместить погибшую рыбу, планктон и другие водные растения и организмы. Обладая способностью естественной самофильтрации, вода через определенный промежуток течения приобретает первоначальный вид. Но раков в ней не найдешь, даже мелких, “по 3 рубля”.
Производство — понятие объемное. И как в любом большом деле, в нем бывают, как видим, “природоохранные” издержки. Хоть этим всего не объяснить, но многое становится понятным. Но вот то, что в области 22 кладбища находится на природоохранных территориях, а на Чигиринском водохранилище, одном из самых привлекательных мест отдыха региона, прямо по берегу “посажены” туалеты, баньки и прочие удобства, — ни понять, ни объяснить. Вернее, объяснение этому одно: вражеское отношение к воде.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter