Нужны ли нам репетиторы?

Не за горами вступительная кампания и итоговые тесты ЦТ. Многие родители всерьез задумываются о том, чтобы нанять репетиторов — подтянуть будущих абитуриентов по нужным предметам. Впрочем, те, кто склонен относиться к вопросу серьезно, нанимают домашних учителей задолго до горячей поры. Репетитор — это уже что-то вроде атрибута образовательной системы. Но насколько такое положение вещей укладывается в норму? Нужны ли на самом деле репетиторы, почему их ценят одни и недолюбливают другие? Об этом рассуждают наши эксперты.

ostashkov.ru

СИМПТОМ ПРОБЛЕМЫ

Валентина Леоненко, кандидат исторических наук, доцент

В советские времена репетиторство было исключительно эпизодическим фактом. Активно развиваться это направление начало в конце 1980-х — начале 1990-х годов и тогда еще не касалось среднего образования — как правило, репетиторов по тем или иным предметам родители нанимали в том случае, если хотели, чтобы их дети поступили в престижные вузы. Затем, в период всеобщей “коммерциализации”, начался период падения престижа знаний вообще — когда человек образованный, интеллигентный и эрудированный, но не умеющий зарабатывать деньги, стал предметом насмешек. Дети массово стали относиться к учебе “с прохладцей”, а учителя и родители были заняты своими проблемами. И в итоге именно на этом этапе запустились процессы, последствия которых мы вынуждены сейчас рассматривать. Вред, нанесенный всей системе образования, оказался гораздо большим, чем можно было себе представить. И она остро нуждается в кардинальных преобразованиях. Причем проблемы (а их много), если так можно сказать, просто цепляются одна за другую.

В свое время для учителей репетиторство было способом выживания во время кризиса. Затем стало привычкой, а для многих способом дополнительного, довольно приличного заработка. И, наконец, на данный момент это настоящая “черная метка” нашей системы образования, лакмусовая бумажка сразу нескольких серьезных проблем.

Прежде всего рассмотрим главную: нужно понять, что, отдавая сферу образования на “коммерческий откуп”, превращая ее в торговую площадку, где знания продаются и покупаются, мы рискуем окончательно похоронить одно из важнейших конституционных прав каждого ребенка — право на получение бесплатного среднего образования. Напомню, что оно должно быть еще и качественным, иначе в чем его смысл? А о каком качестве преподавания предметов в школе можно говорить, если сейчас около 70% родителей абитуриентов (а не исключено, что и больше) вынуждены платить за то, чтобы фактически переподготовить ребенка по основным предметам школьной программы для поступления и учебы в вузе? Мало того, мы уже дошли до того, что в периодических занятиях с учителями на дому нуждаются ученики младшей школы, что даже звучит дико.

Когда речь заходит об этом, выясняется, что из-за обилия учеников в классе педагоги просто физически не могут уделить им всем внимание. С другой стороны, в советское время в классах бывало и под 30 человек, и как-то справлялись. В чем же проблемы? Мне кажется, что одна из них в том, что в то время престижность работы школьного учителя была сравнима с авторитетом профессора в вузе. Государство предъявляло высокие требования, но одновременно с этим защищало и высокий социальный статус преподавателя. Ни на зарплату, ни на отсутствие уважения он не жаловался. Иметь в классе отстающих учеников было неприемлемо. Если случались проблемы с усвоением материала, каждый “предметник” имел возможность организовать дополнительные занятия. И, обращаю внимание, никому не приходило в голову брать за это деньги. Как говорится, моя недоработка, я и исправлю. Однако на самом деле я далека от того, чтобы упрекать современных учителей, которые фактически стали заложниками системы. Из-за большой загруженности самыми разными (порой имеющими весьма опосредованное отношение к учебному процессу) вопросами они не только не в состоянии уделить должное внимание всем детям в классе, но и не имеют возможности позаниматься с отстающими по вечерам. И это не говоря уже о том, что у каждого из них есть семьи и дети. Фактически педагог стал образом такого мальчика на побегушках и, кстати, даже мальчика для битья. От ответственности за воспитание подрастающего поколения как-то автоматически устранились даже родители, что совершенно неприемлемо.

Однако вернемся к проблеме репетиторства. Из-за существующих проблем изучение учебного материала “перекочевывает” на дом. Но и тут не все так просто — учебный материал (и об этом говорится не первый год) изложен настолько “кондовым” языком, что даже родители не в состоянии его понять, не то что объяснить материал ребенку. Замечу, что советские учебники разрабатывались десятилетиями, но они были проверены со всех сторон, вплоть до того, что учитывалась психология ребенка — что он может, а что не может понять в определенном возрасте. Сейчас же учебные пособия плодятся как грибы, пишутся быстро и имеют низкий коэффициент полезного действия. В итоге обстоятельства просто вынуждают родителей нанимать “помощников”. А государство, вроде как и не приветствуя такую практику, тем не менее закрывает на это глаза. Но ничего не изменится, пока мы не поймем: нужно менять не экстерьер образовательной системы, а ее суть. Если преподаватель будет пользоваться уважением, иметь авторитет и достойную оплату труда, достаточно времени, чтобы заниматься совершенствованием себя в профессии, возможность влиять на все в образовательном процессе, вплоть до консультирования по написанию учебников (ведь в конце концов им с ними и работать), никакие репетиторы нам не будут нужны.

НЕ “ТОРГАШ”, А ВОСТРЕБОВАННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ

Андрей Григорьев, преподаватель английского и французского языков, репетитор

Репетиторов у нас не любят. По степени накала неприязни в обществе они занимают промежуточное место между учителями, которые спят и видят, как бы оскорбить ребенка, и бизнесменами, загребающими деньги лопатами. Как-то коллега прислал одно из мнений в комментариях к моим статьям: “Кто такой репетитор и какое отношение он имеет к образованию? Вообще, по сути, он “торгаш”, который продает твоим детям даже не знания, а чужой опыт по сдаче ЦТ”.

Возможно, для некоторых будет откровением, но репетиторство не является изобретением современности. Оно присутствовало даже в Советском Союзе. Например, в повести Владимира Машкова “Как я был вундеркиндом” (1982) мальчик Сева посещает частно практикующих преподавателей по английскому, математике и музыке. Домашние учителя были у многих известных людей. В свое время подрабатывать таким образом не гнушались знаменитости.

В педагогике существует два взаимосвязанных понятия: умение и навык. Для того чтобы первое переросло во второе, нужно многократно повторять одно и то же, пока это действие не станет привычным, не требующим предельной концентрации. Но за сорок пять минут урока при наполняемости класса в тридцать человек у школьного учителя нет физической возможности это сделать. Можно интересно и доступно объяснить любое правило. Ученики его поймут, прекрасно выполнят несколько упражнений. Но к следующему занятию 70% так и не смогут научиться его применять. Именно здесь наступает время для нашей работы. Некоторые дети вполне справляются сами. Однако большинство современных подростков не умеет самостоятельно сидеть над учебниками. Кстати, как мне кажется, качество образования упало не потому, что программы стали сложнее, а потому, что дети перестали работать с материалом вне стен школы. Есть “особенное” число 10 000. Для того чтобы в чем-либо добиться успеха, надо выполнить заданное действие 10 000 раз. Это уровень гения. В повседневности, полагаю, достаточно и третьей части. Вы готовы просидеть с ребенком столько времени? Если да, то тогда репетиторы вам не нужны. Не можете? Наймите домашнего учителя. Или смиритесь с тем, что ваше чадо так и будет получать десять баллов на ЦТ.

Условно репетиторов можно разделить на две группы. Первая — те, кто этим занимается время от времени. Школьные учителя, преподаватели вузов, студенты. Вторая — те, для кого это основное занятие в жизни. Последние как раз являются объектом нападок и всеобщей нелюбви. На мой взгляд, причин несколько. У нас не принято напрягаться. Считается, что государство должно позаботиться обо всем, включая образование и воспитание детей. Репетитор — ненужная фигура, “торгаш”. Второе, и самое болезненное, такие частные учителя стоят денег. Удивительно, но в стране, где не считается зазорным брать кредиты на машины и квартиры, почему-то не принято тратиться на образование. Скажите, вы видели где-нибудь хоть что-то качественное, что ничего не стоило бы? На сайте “отдам даром”? И не надо рассказывать про падение зарплат и экономический кризис. Все, что нужно, — правильно расставить приоритеты.

Последнее, что подпитывает негативное отношение, — независимость репетиторов. Над ними не довлеют поурочные планы, внеклассная работа и Минобр со своими указами. Вот этого им простить не могут. В такие моменты хочется спросить: а какую выгоду, кроме головной боли, эти люди получают? Какой, к примеру, мне прок от того, что я предлагаю ввести в старших классах подготовку к ЦТ? Ведь, по сути, я тем самым лишаю себя огромного куска дохода.

Что до “торгашества”, то в моей многолетней практике были случаи, когда для талантливых детей я сбрасывал цену вдвое или вовсе занимался с ними бесплатно. Это абсолютно нормально, если ты увлечен своей работой и относишься к людям по-человечески. Так стоит ли бороться с репетиторами? Ответ отрицательный. Репетиторы не наносят никакого ущерба. Наоборот, они способны подсказать, как исправить недочеты в существующей системе. Именно потому, что они видят ситуацию со стороны. Надо, наконец, понять, что все мы решаем одну и ту же проблему: повышение качества образования наших детей и соответственно нашего совместного будущего.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter