Нужны аргументы. Железные...

ЕЖЕГОДНОЕ внедрение новых технологий выдвигает эту проблему в ряд самых острых и актуальных. Безусловно, дальнейшее увеличение урожайности, рост надоев молока и привесов животных сегодня немыслимы без соответствующего набора необходимой сельхозтехники. Но обновление технической базы села идет крайне медленно, особенно у наших партнеров России и Казахстана. В результате производительность труда в растениеводстве в 5—7 раз ниже, а затраты энерго- и других материальных ресурсов в 1,5—2,5 раза больше, чем в высокоразвитых странах Европы.

Единая техническая политика в сфере АПК поможет странам Таможенного союза ликвидировать дисбаланс в обеспечении перспективными сельхозмашинами

ЕЖЕГОДНОЕ внедрение новых технологий выдвигает эту проблему в ряд самых острых и актуальных. Безусловно, дальнейшее увеличение урожайности, рост надоев молока и привесов животных сегодня немыслимы без соответствующего набора необходимой сельхозтехники. Но обновление технической базы села идет крайне медленно, особенно у наших партнеров России и Казахстана. В результате производительность труда в растениеводстве в 5—7 раз ниже, а затраты энерго- и других материальных ресурсов в 1,5—2,5 раза больше, чем в высокоразвитых странах Европы.

Аксиома, которая не требует доказательств

Без сельхозмашиностроения нет продовольственной безопасности. Эту истину хорошо усвоили крупные западные производители и уже успели поделить емкий рынок специальной техники. Страны, поставляющие продовольствие, как правило, экспортируют и современные сельхозмашины и агрегаты, что можно занести в актив нашей республике.

Но на мировом рынке сейчас доминируют известные зарубежные компании «Гриме», «Клаас», «Джон Дир», «Нью Холланд» и другие. Поэтому неудивительно, что и на просторах Таможенного союза представлена продукция практически всех крупнейших мировых брендов.

В России в советское время тракторное и сельскохозяйственное машиностроение было крупнейшей отраслью промышленности. В ней работали 600 тысяч специалистов, а всего в СССР — 1 миллион человек. Выпуск тракторов в Российской Федерации в 1990 году составил 214 тысяч единиц, зерноуборочных комбайнов — 65 тысяч. По техническому уровню и качеству техника была более или менее равной зарубежной.

Распад СССР и приватизация предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения привели к катастрофическому сокращению потенциала отрасли. Тульский, Таганрогский, Рязанский комбайновые заводы, Алтайский, Липецкий тракторные заводы, Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения и многие другие прекратили свою деятельность.

Ликвидированы ведущие научно-исследовательские институты сельхозмашиностроения — ВИСХОМ, НАТИ, ВНИИКОМЖ, институты технологии машиностроения — НИИ Тракторсельхозмаш, РостНИИТМ и головные специализированные конструкторские бюро. Не секрет, что многие собственники предприятий начали поиски путей личного обогащения. Они посчитали наиболее целесообразным сдавать площади в аренду, продавать здания и землю, нежели создавать и производить тракторы и сельхозмашины.

— В России нет своего машиностроения, соответствующего потребностям отечественного сельского хозяйства, — констатирует доктор технических наук, профессор, заведующий отделом Всероссийского научно-исследовательского института машиностроения для животноводства и кормопроизводства Вадим Особов.

Данных за 2012 год мы еще не имеем, а в 2011-м в России было выпущено немногим более 6 тысяч зерноуборочных комбайнов. При этом на совместном белорусско-российском предприятии, организованном на базе завода «Брянсксельмаш», произведено 1255 машин марки «Полесье». По сравнению с 1990 годом выпуск отечественных комбайнов уменьшился в России в 16 раз!

Только 11 процентов пришлось на российском рынке в 2011 году и на тракторы местного производства. А основная часть такой техники собрана на совместных предприятиях или поставлена Минским тракторным заводом. А это почти 38 тысяч единиц.

Всего 57 штук было собрано и картофелеуборочных комбайнов. При этом по импорту поставлено более полутора тысяч машин, то есть на российское производство пришлось менее 4 процентов рынка. Почти такое же положение с плугами, культиваторами, сеялками, косилками, пресс-подборщиками.

Импорт без сервиса

В существенном обновлении нуждается и парк сельхозтехники Казахстана. Письмо о его бедственном положении в конце 2012 года направили премьер-министру даже депутаты Мажилиса — нижней палаты парламента страны. Они просят принятия срочных мер для решения проблемы.

Согласно данным Министерства сельского хозяйства Казахстана, в прошлогодней уборочной кампании была задействована в основном техника выпуска ранее 2000 года. Списанию подлежат 71 процент комбайнов, 83 — жаток, 92 процента тракторов. Для повышения эффективности производства хозяйствам необходимо заменить более 30 тысяч комбайнов и 140 тысяч тракторов.

Раньше, по советским меркам, при уровне амортизации в 10 процентов техника обновлялась через каждые 10 лет. Есть здесь и исторический аспект. В Казахстане в советские времена было всего несколько заводов, выпускавших сельхозмашины. Действовала межреспубликанская кооперация, и техника шла из России, Украины, Беларуси и других союзных республик. После освоения целины изготавливали в основном противоэрозионные агрегаты, адаптированные к условиям республики.

Основной трактор — «Казахстанец», аналог ДТ-75, — выпускался в Павлодаре. При этом двигатели получали из Алтайского края, трансмиссию — из Омска, остальные детали изготавливали в Казахстане. Здесь же осуществлялась и сборка машины. После распада Союза Павлодарский тракторный завод прекратил существование.

Чтобы восполнить пробел в производстве техники, в республике создаются совместные предприятия с Россией, Украиной, Беларусью, со странами дальнего зарубежья. Так, сейчас казахстанский «Агромашхолдинг» совместно с российским предприятием собирает комбайны «Енисей». Также налажен выпуск комбайнов «Есиль-740» совместно с «Гомсельмашем».

Таможенный союз и Единое экономическое пространство открыли заманчивые перспективы и дали возможность привлечь надежных партнеров. Дело в том, что в прошлом году местные сельхозпроизводители, купившие или взявшие машины в лизинг, неожиданно столкнулись с проблемами сервиса.

Продажа техники известных торговых марок достаточно консервативна и практически не имеет альтернативы в казахстанских регионах. Такое положение дел привело к злоупотреблениям: не вовремя проводились диагностика и устранение поломок, поставлялись некачественные расходные материалы, были растянуты сроки. Известны случаи, когда запчасти продавались по предварительной оплате с наценкой до 300 процентов!

Сейчас рассматривается возможность внесения ряда зарубежных компаний в реестр монополистов со всеми вытекающими обязательствами, а также для создания здоровой конкуренции. Это позволит обеспечить условия для привлечения в Казахстан других поставщиков.

Дело не во времени, а в принципах

Производители сельхозтехники — одни из тех, кому предстоит столкнуться с ужесточением конкуренции в связи со вступлением России в ВТО. В первую очередь — из-за снижения ввозных пошлин с 15 до 5—10 процентов. К примеру, пошлина на ввоз новых импортных комбайнов снизилась в три раза, а пошлина на бывшую в употреблении сельхозтехнику — в пять раз.

Это значительно облегчает доступ зарубежных агрегатов на рынок РФ, а значит, и всего Таможенного союза. Воспользовавшись упрощением условий ввоза, импортеры, несомненно, начнут наращивать свое присутствие и одновременно вытеснять производителей России, Беларуси и Казахстана.

По мнению аналитиков, активная экспансия иностранных поставщиков, скорее всего, начнется в 2013 году. Дело в том, что рынок сельхозтехники сезонный, пик ее закупок приходится на конец зимы — начало весны, и у иностранных компаний есть еще время, чтобы договориться с потенциальными клиентами и заключить контракты.

Для защиты внутреннего рынка ТС предлагается ввести утилизационный сбор на импортные агрегаты, как это сделано с легковыми автомобилями. Этот вопрос сейчас активно прорабатывается тремя сторонами, и, возможно, уже нынешней весной новый законопроект будет принят. Напомним, что утилизационный сбор направлен, в первую очередь, против закупок подержанной техники из Европы.

Безусловно, здесь открывается широкое поле деятельности для наших производителей. Беларусь с ее развитым, даже по мировым меркам, тракторным и сельскохозяйственным машиностроением в состоянии внести весомый вклад в обновление материально-технической базы аграрного сектора Таможенного союза.

Первые и довольно уверенные шаги в этом направлении уже сделаны. Министерство промышленности нашей республики и Министерство промышленности и торговли России создали совместную рабочую группу по развитию автосельхозмашиностроения. Есть и конкретные примеры практического воплощения в жизнь ряда договоренностей.

Так, недалеко от Ижевска, в удмуртском поселке Балезино, где раньше производились знаменитые «Москвичи», а теперь — корейские «КIА», ОАО «Лидагропроммаш» открыло совместное предприятие по сборке сельскохозяйственной техники «Иж-Лида». Буквально за год налажена надежная дилерская сеть, и зерноуборочные комбайны «Лида-1300» идут уже по всему Сибирскому региону.

Показателен и опыт ОАО «Бобруйскагромаш». Здесь выпускают более 70 видов импортозамещающей продукции. Настоящий бренд предприятия — пресс-подборщики, заказы на которые расписаны на год вперед. По мнению генерального директора «Бобруйскагромаша» Сергея Казаченка, в этом сегменте мы опережаем наших российских партнеров на 7—8 лет. А специалисты уже заглядывают в день завтрашний. Изготовлены опытные образцы пресс-подборщика для крупногабаритных тюков, а также косилки шириной захвата 6 и 9 метров в блочно-модульном исполнении.

Золотой медалью на профессиональном конкурсе инновационной сельскохозяйственной техники «Агросалон-2012» в Москве в конце минувшего года был отмечен зерноуборочный комбайн «КЗС-1624» производства «Гомсельмаша». По своим техническим характеристикам агрегат превзошел все зарубежные аналоги и стал одной из самых громких сенсаций престижного салона.

Несомненно, у нас есть что предложить партнерам по Таможенному союзу. Кстати, по прогнозам экспертов, в 2013 году только в России нужно будет утилизировать 320 тысяч единиц сельхозмашин и механизмов. Какая техника их заменит — дело не только времени, но и принципов.

Александр ШЕВКО, «БН»

 Динамика наличия тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов в странах Таможенного союза

Страна

Годы

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Тракторы, тыс. ед.

Россия

786,8

746,7

697,7

646,4

586,0

532,0

480,3

439,6

405,5

364,4

330,0

 

Беларусь

--

72,9

66,9

62,3

58,8

55,3

53,6

52,6

50,4

49,5

48,1

47,3

Казахстан

52,1

--

50,2

46,7

45,8

44,1

43,7

40,2

--

--

36,9

--

Кормоуборочные комбайны, тыс. ед.

Россия

63,9

59,6

54,8

49,7

43,9

38,7

33,4

29,5

26,5

24,0

21,4

--

Беларусь

--

7,2

6,6

5,7

5

4

3,2

2,5

2

2

3,2

2,6

Зерноуборочные комбайны, тыс. ед.

Россия

210,1

198,7

186,4

173,4

158,3

143,5

129,2

117,6

107,6

95,9

83,6

--

Беларусь

--

17,1

15,8

13,8

13,3

12,6

12,8

13,3

13

12,9

12,2

11,4

Казахстан

20,7

--

22,1

20,2

19,9

19,4

20,2

18,8

--

--

17,3

--

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter